В истории отечественной мысли мы можем выделить различные практики освоения античной традиции. Цель доклада — раскрыть особенности представления Пифагора как первого древнегреческого философа в периодических изданиях России XVIII–XIX вв.
В первой части доклада анализируется первая специальная статья, посвященная жизни и учению Пифагора. Анонимный текст был опубликован в первом отечественном журнале в «Примечания к Санкт-Петербургским ведомостям» в 1739 г. Анализ показывает, что этот текст может быть рассмотрен в качестве образцового для последующего тиражирования образа Пифагора как философа в популярных изданиях.
Предметом исследования во второй части доклада выступает статья И.И. Давыдова «Секта пифагорейцев», опубликованная в 1819 году в «Вестнике Европы». Рецензию на статью Давыдова, опубликованную в журнале «Благономеренный» в том же году, можно рассматривать как один из первых случаев критического отношения к переводам без ссылки на источник, что для XVIII века было правилом. Интересно, что Давыдов не только учел замечания, но и включив текст статьи в свое пособие по истории древней философии для Московского университета («Опыт руководства к истории философии», 1820), сделал ссылку на источник. Это можно рассматривать как начало научных исследований философии Пифагора. Такого рода работы с опорой на немецкую исследовательскую традицию появятся во второй половине XIX века, предлагая не только другой образ Пифагора и его философии, но и новый инструментарий для их реконструкции.