Евгений Анатольевич Маковецкий - Докладчик

Основная задача, решаемая Карсавиным при помощи метафизики, состоит в том, чтобы объяснить, каким образом лирический герой Noctes Petropolitanae (1922) может оказаться в раю вместе со своей любимой. На языке метафизики эта задача может быть сформулирована следующим образом: каким образом индивидуальное существование конкретного человека может быть наделено онтологическим статусом? Применение схемы «сущность-ипостась» для решения усложнённой задачи «парного» спасения и приводит Карсавина к необходимости ввести в сферу взаимодействия Бога и человека фигуру Адама Кадмона.
Если Адам Кадмон призван придать онтологический статус паре двух неслучайных, конкретных человеческих индивидуальностей, то каким образом решается эта задача? В каждой из индивидуальностей — весь Адам, Христос вступает в отношение не с каждой человеческой индивидуальностью, а через каждую индивидуальность с Адамом Кадмоном, поэтому Бог наделяет онтологическим статусом именно Адама Кадмона, спасая его, становясь им, Вторым Адамом. А уже в Адаме Кадмоне спасаются и все люди. И лучше сказать, спасается не каждый человек, а каждая человеческая пара. Это метафизическая схема Карсавина, с помощью которой паре предаётся онтологический статус и с помощью которой лирический герой Noctes Petropolitanae доказывает, что попадёт в Рай (обожится) вместе со своей любимой.
Отметим, что метафизические рассуждения Карсавина базируются на двух аксиомах: во-первых, конечное не может вместить бесконечного; во-вторых, личность должна быть многоединой. Аксиомы, из которых исходит автор, безусловно, обладают метафизическим потенциалом, однако, нельзя не
заметить, что догматически они не вполне выверены (см. аргументы против Нестория, Евтихия и Пирра в описаниях постановлений 3-го, 4-го и 6-го Вселенских Соборов соответственно).
23 сен 2022

2 уровень

НазваниеКафедра русской философии и культуры
Период11/05/18 → …

ID: 99016178