Елена Георгиевна Гаевская - Участник

Цифровое наследие - феномен, возникший в результате изучения артефактов, возникших на основе использования информационных технологий в широком спектре социальных и культурных практик. Курс включает вопросы, связанные с сохранением цифрового наследия, ролью научных организаций в развитии цифрового наследия, музеев в сохранении произведений традиционного и цифрового искусства. И виртуальных музеев. Термин «наследие» начал формироваться после Второй мировой войны и связан с осознанием значимости определенных природных, исторических, художественных объектов для различных по масштабам сообществ и угрозами утраты экологических и культурных ценностей вследствие социальных и природных катаклизмов. Первым в системе наследий появилось экологическое (конец 1950-х г.г.), затем культурное (70-е г.г.). Комплекс проблем, связанных с их сохранением, отражен в «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» [6], принятой 17 декабря 1975 г. «Хартия о сохранении цифрового наследия» [4] принята 15 октября 2003 года Под культурным наследием понимаются «места, объекты и неосязаемые вещи, которые имеют культурное, историческое, эстетическое, археологическое, ... этнологическое или антропологическое значение для групп или отдельных лиц. Природное наследие включает материальные, биологические и геологические особенности; места естественного произрастания растений или обитания разновидности животных; области, представляющие интерес по научным или эстетическим соображениям, или с точки зрения их сохранения» [6, статья 1]. Цифровое наследие включает в себя ресурсы, относящиеся к области культуры, образования, науки, управления, а также информацию технического, правового, медицинского и иного характера. Эти материалы создаются в цифровой форме либо переводятся в цифровой формат путем преобразования ресурсов, записанных на аналоговых носителях. В случае «цифрового происхождения» ресурсы существуют лишь в виде «цифрового оригинала». В любом случае они используются людьми независимо от временных и территориальных границ. Технология подготовки цифровых материалов способствует развитию сотрудничества в политической, экономической, технологической областях.
Информатизация общества привела к системным изменениям в теории и практике высшей школы, что нашло отражение в Федеральных образовательных стандартах Российской Федерации и вузов страны, в соответствии с требованиями которых качественная подготовка специалистов высшей школы предполагает непрерывный процесс усвоения компетенций, актуальных в цифровом обществе. Данный курс разработан в соответствии с этими условиями.
Вопросы педагогики рассматриваются в контексте междисциплинарных подходов цифровой гуманитаристики. Обучение носит практико-ориентированный характер и направлено на разработку слушателем электронно-образовательного ресурса. Данные решения позволяет повысить качество дополнительного образования и обеспечить успешное овладение слушателями цифровыми гуманитарными компетенциями.

Цель курса: развитие профессиональной компетентности научно-педагогических работников в решении задач высшего и дополнительного профессионального образования.
Задачи курса:
• актуализировать представления в области цифрового гуманитарного знания
• содействовать формированию знаний, умений и навыков в области современных образовательных технологий высшей школы;
• содействовать усвоению приемов работы обучающихся с Интернет как информационно-образовательной средой;
• содействовать формированию навыков системной разработки и развития учебных ресурсов, спроектированных слушателями.

14 фев 202325 мая 2023

ID: 106384331