Юлия Николаевна Красникова - Докладчик

В условиях блокады Ленинграда традиционные формы досуга трансформировались, уступая место новым, жизненно необходимым практикам. Огородничество стало не только инструментом выживания, но и важным элементом повседневной культуры, выполнявшим социальные, психологические и даже терапевтические функции. В ситуации крайнего дефицита ресурсов привычное разделение между трудом и отдыхом теряло смысл. Работа на огородах, оставаясь необходимостью, одновременно структурировала время, создавала иллюзию нормальности и помогала бороться с апатией. Коллективный характер деятельности превращал её в форму социального взаимодействия, заменявшую довоенные кружки и клубные занятия. Взаимопомощь, обмен знаниями и семенами, обсуждение агротехнических приёмов становились способом поддержания психологической устойчивости.
Огородничество способствовало появлению новых форм «досугового» обучения. Агрономы организовывали лекции в райсоветах, выпускали брошюры, выступали по радио, превращая сельскохозяйственные знания в массовую практику. Горожане, многие из которых никогда не занимались земледелием, вели записи, экспериментировали с посадками, изобретали удобрения из подручных средств (птичий помёт, зола, торф). Эти занятия не только повышали урожайность, но и давали ощущение осмысленности и личной инициативы в условиях тотального кризиса. Уход за огородами стал актом сопротивления  как физического (борьба за пропитание), так и символического.
3 июл 20255 июл 2025

Внешняя организация (университет)

НазваниеЧереповецкий государственный университет
Местоположениеpr. Pobedy, 12
ГородCherepovets
Страна/TерриторияРоссийская Федерация

ID: 137852481