Установлению связей сказки и ритуала посвящено множество работ:
сказку могут возводить к обряду генетически или рассматривать их связь
типологически. Оба подхода постулируют то, что в основании сказки и
ритуала есть некие общие представления. Одна из таких точек
соприкосновения — метафора пути, основополагающая для обряда-перехода
и волшебной сказки — послужила отправным пунктом для нашего
исследования. Для наблюдения за волшебной сказкой и похоронным обрядом
одной локальной традиции нами выбрана концепция культурных тем,
предложенная В. Тэрнером для описания ритуалов ндембу. Задача настоящего
исследования на примере анализа атрибутов пути, реализующихся в символах
похоронного обряда и волшебной сказки, найти культурные темы, которые
составляют коллективное знание, актуализирующееся в тексте обряда и
волшебной сказки.
Нами были выявлены специфические значения функционирования
предметов, связанных с перемещением героя в волшебной сказке. Мы
проанализировали восемь волшебных сказок (№ 131, 133, 136, 138, 139, 140,
141, 146), записанных на территории бассейна р. Мезени И. А. Карнауховой, а
также наблюдали за символами похоронного ритуала, описанного нами в
бакалаврской дипломной работе на материалах Лешуконского собрания
Фольклорного архива СПбГУ.