Аннотация доклада.
У греков, как и у других древних народов, система гаданий и искусство интерпретации божественных знамений разного рода были особенно востребованы в военной сфере. Как известно, особым авторитетом пользовались словесные прорицания – оракулы, полученные либо в результате личных консультаций, либо официальных обращений той или иной греческой общины по «военным» поводам в авторитетные панэллинские религиозные центры. Среди других, весьма распространенных способов, – гадания по поведению птиц, толкование сновидений и пр. – особенного внимания заслуживают гадательные жертвоприношения. Популярность именно этого вида гаданий, не зафиксированного в гомеровских поэмах и появившихся под влиянием ближневосточных практик, широко засвидетельствована в исторических сочинениях эпохи классики, которые находят интересные параллели в аттической трагедии, а также в визуальных источниках, прежде всего в вазописи. Гадание по жертвенным животным, по-видимому, несколько «потеснило» ранее имевшее большее распространение в военных делах традиционное гадание по поведению птиц, к которому часто прибегают гомеровские герои. Вместе с тем, оказываясь примером межкультурного взаимодействия, эта практика гаданий у греков демонстрирует ее относительную простоту в сравнении с ближневосточными образцами. У древних греков этот тип гаданий позволял не только профессиональному прорицателю, который, как правило, сопровождал войско, но и не имеющему специальной подготовки в этой области военачальнику немедленно определить, благоприятны или нет знамения, что имело первостепенное значение в условиях военной ситуации, требовавшей оперативных решений. Несмотря на неоднократно встречающиеся в античной традиции примеры критики и скепсиса, как правило, в отношении конкретных ситуаций и отдельных пророков, широкое распространение гадательных практик не может считаться лишь данью суевериям и возможностью манипуляции ими со стороны ловких политиков и военачальников. Очевидно, что для античных авторов – и для Геродота, постоянно обращавшегося к оракулам, и для более скептически настроенного Фукидида, и для Ксенофонта, относившегося к божественным знамениям с особым пиететом – военная мантика, позволявшая заручиться поддержкой богов, оказывается необходимой частью процесса принятия ответственного решения в непростых условиях войны, своего рода помощью и средством убедиться в его правильности.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01360, https://rscf.ru/project/23-28-01360/