Анна Сергеевна Черных - Докладчик

Иван Анатольевич Горбунов - Докладчик

В последние годы исследования, сравнивающие эмоции и показатели автономной нервной системы (АНС), становятся все более актуальными и распространенными (Kreibig, 2010). Существующие работы показывают, что при воображении различных эмоциональных ситуаций основные показатели АНС у актеров статистически значимо изменяются, чего не происходит у респондентов, не имеющих сценического опыта (Колчин, 1986, Кочнев 1986, Черных, Трегубенко, 2024). Однако в то же время ряд аспектов, связанных с вопросом о психофизиологических механизмах формирования данной способности у актеров в процессе их обучения и профессионализации, до сих пор остается малоизученным. Вышесказанное обусловило актуальность данного исследования, целью которого стало изучение динамики показателей кожно-гальванической реакции, как одного из ключевых показателей АНС, у студентов актерского факультета, находящихся на начальном этапе обучения, при воображении различных эмоциональных состояний. В исследовании приняли участие 40 студентов-актеров в возрасте от 18 до 27 лет (М = 19,4 лет), среди которых 12 мужчин (30%) и 28 женщин (70%). На момент участия в эксперименте все респонденты являлись студентами первого семестра первого курса, получающими высшее образование по специальности «актер театра и кино». В общем виде процедура исследования состояла в регистрации одноканальной КГР во время фона с закрытыми и открытыми глазами, а также при эмоциональных состояниях злости, восторга, грусти и умиротворения, которые респондентам предлагалось вообразить на основе заданных «предлагаемых обстоятельств», соответствующих каждой эмоции. Анализ показателей КГР включал в себя расчет мощности реакции от нуля, мощности реакции от среднего, длины линии и амплитуды реакции, полученные данные были подвергнуты дисперсионному анализу с помощью статистического пакета STATISTICA 12. В результате анализа были обнаружены значимые различия между показателями мощности реакции от нуля: F(4, 144)=3,84, p=0,01, мощности реакции от среднего: F(4, 144)=4,80, p=0,00 и длины линии: F(4, 152)=9,64, p=0,00 в фоне и при воображении эмоциональных ситуаций, по показателю амплитуды реакции значимых различий выявлено не было: F(4, 152)=1,90, p=0,11. Вместе с тем при анализе факторов активности и валентности эмоции значимые различия были выявлены только по показателю длины линии КГР: она была выше при воображении активных эмоций по сравнению с пассивными (F(1, 38)=27,12, p=0,00), а также при воображении негативных эмоций по сравнению с позитивными (F(1, 38)=10,02, p=0,00). По всем остальным показателям КГР значимых различий между активными – пассивными и позитивными – негативными эмоциями выявлено не было. Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения для студентов актерского факультета характерно статистически достоверное изменение показателей КГР при воображении эмоциональных ситуаций по сравнению с фоном, однако значимого влияния факторы активности и валентности эмоции на измеряемые параметры КГР, в основном, не оказывают.
24 окт 2025

Событие (конференция)

ЗаголовокМеждународная научная конференция Ананьевские чтения - 2025
Сокр. ЗаголовокАнананьевские чтения - 2025
Период21/10/2524/10/25
Веб-адрес (URL-адрес)
Местоположениефакультет психологии, СПбГУ
ГородСанкт-Петербург
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
Степень признаниямеждународный уровень

ID: 145347254