В современной школе детей все больше подталкивают к тому, чтобы воспринимать художественную литературу как примитивную публицистику — исключительно как набор готовых моделей поведения и простых дидактических посылов. При этом основным способом «говорения о литературе», прививаемым школьникам, оказывается оперирование готовыми формулами. Осознание эстетической природы литературы, умение анализировать текст оказывается ненужно. Представляется, что людям, связанным с формированием образовательного процесса, этика и эстетика видятся легко отделимыми друг от друга, причем первое гораздо важнее второго и вполне может существовать без него. С победой морализаторства над критическим мышлением связано и то, что в системе школьного образования «форма» обычно важнее «содержания» — как для ученика, так и для учителя. Происходящее в системе образования — симптом того, что Лотман мог бы назвать переходом от культуры, ориентированной на сообщение, к культуре, ориентированной на автокоммуникацию, то есть к культуре, где отношение к тексту-штампу не отрицательное, а положительное, так как произведение — не только текст, но и код, и воспринимается оно «не только эстетически <…>, а религиозно, философски, богословски или каким-либо иным нехудожественным образом»