Владимир Александрович Гуторов - Участник

Предлагаемая вниманию читателя статья призвана актуализировать академическую дискуссию о роли университета в структуре социально-политического порядка, подчеркнув значимость этой темы для анализа современной политики. Являясь своеобразной «копией» общества, в котором он существует и развивается, университет концентрирует социальные ожидания, определяющие, наряду с активностью членов университетской корпорации, «идею образования». Университеты, будучи организационной формой, концентрирующей ценности, убеждения, традиции и модели человеческого поведения, довольно ярко иллюстрируют динамику институциональных изменений, представляя пример, столь часто искомый теми, кто изучает трансформации социально-политического порядка. Наконец, университет как комплексный феномен, интегрирующий функции образования, науки и экспертизы, является полем для дискуссии по принципиальным вопросам взаимодействия государства и общества; и в рамках этого поля формируются концепции, призванные объяснить и упорядочить человеческие отношения.
Цель статьи — проанализировать современное состояние дискуссии вокруг «идеи университета» и тех её аспектов, которые волнуют не только политических теоретиков, но и более широкий круг исследователей в области социальных наук. В статье представлена классификация основных аналитических сегментов и структур, определяющих эволюцию дискурса «идеи университета» и дан обзор ключевых исторических направлений его формирования.
Аналитический обзор направлен на то, чтобы чётко обозначить предметную область и основные линии аргументации, объектом которой являются «идея университета», её эпистемологический потенциал и универсальное политическое значение. Речь здесь идёт не только о системном изложении классических позиций Дж. Г. Ньюмена, Дж. С. Милля, И. Канта, В. фон Гумбольдта, Т. Джефферсона, а позднее — К. Ясперса, М. Хайдеггера, Дж. Дьюи, Х. Ортеги-и-Гассета, Л. Штраусса, М. Оукшотта, Я. Пеликана, Ю. Хабермаса, А. Турена и др.
11 ноя 201930 окт 2020

ID: 48861860