В докладе формулируется необходимость обсуждения философии рациональной эстетики для анализа возможности минимизации визуального загрязнения в городской среде
пост-мегаполисов. Рассмотрены принципы «рациональной эстетики», исследованные философом М. Феррарисом и актуальная философская рефлексия архитекторов-практиков. Выдвигается гипотеза о том, что, вероятно, именно работа с представлениями о категориях времени и идентичности в архитектуре, или даже их сознательное игнорирование, будет все чаще отражать специфику работы последующих поколений урбанистов. Научная революция утвердила легитимность онтологической и эпистемологической концепций рациональности для гуманитарных наук; тем не менее остается открытым вопрос о том, как в искусстве следует понимать явления, связанные с восприятием. Сознательный архитектурный рационализм, как и «новый реализм» в философии, противопоставляет тотальный (тоталитарный) город, склонный к насилию образа, идее деконструкции ритмов и структур в сторону отказа от непременного условия идентичности архитектурного сооружения, что может способствовать бережному отношению к визуальной среде для будущих поколений через отмену «постоянной», то есть устойчивой во времени, городской среды в целом и нерационального языка архитектурных форм в частности.