Пандемия короновируса значительно изменила точку зрения каждого индивида в отношении всего. Такое положение дел коснулось и сферы государственного управления и права в масштабе государств всего мира. На практике до пандемии случались чрезвычайные ситуации, вводились режимы повышенной готовности, однако мы не сталкивались опасностью глобального уровня и в этой связи стали свидетелями антикризисных оперативных мер Правительств, заторможенной деятельности Парламентов, активного конституционного контроля за Правительством в условиях повышенного риска нарушений Конституции РФ и прав человека. Новый вызов стал тестом на уровень приверженности принципам правовой демократии и верховенства права для всех цивилизованных государств. Актуальным тезисом и до сих в этой связи остается утверждение “остаться в праве- как раз тема юридического форума”. Из числа направлений государственной управленческой деятельности на поле зрения всех людей стоит во-первых сфера здравоохранения, а затем уже обеспечение экономической стабильности.
Всем известно , здоровье отдельно взятого человека это здоровье общества, это здоровье и соответственно безопасность всего государства. охрана здоровья- это обширная область в системе внутригосударственного права и управления. Российская Конституция в этом плане из совокупности статей 2, 7 и 41 исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей российского государства.
С уверенностью могу сказать и о том, что сфера здравоохранения сформировалось в самостоятельный институт международного публичного права, о чем пишут многие юристы-международники с учетом наличия обширной международно-правовой базы, начиная от Устава ВОЗ (вступившей в силу 7 апреля 1948 года), универсальных договоров о правах человека, заканчивая региональными дву-и-многосторонними соглашениями о сотрудничестве в этой области. Данный институт межгосударственного сотрудничества включает в свою очередь сферы стратегического взаимодействия: как оборот качественного продовольствия, экология, чистая питьевая вода, организация социально-важных мероприятий на международном уровне, пропагандирующие здоровый образ жизни. Короновирус еще раз подтвердил, что обеспечение здравия населения не должно ограничиваться суверенной территорией, поскольку ковид не видел ни государственных границ, ни различий в экономике государств, ни различий в политической организации. Абсолютно все государства мира боролись с этой напастью и лучше получалось когда они сотрудничали.
Весь цивилизованный мир после прохождения пика пандемии акцентировал внимание на оценке регулирующего воздействия систем здравоохранения. ЕС- вроде бы богатейший регион мира, можно сказать центр развития на данный момент находится в административном шоке от пандемии, что можно заметить из выступлений комиссаров на министерской встрече, посвященной здравоохранению 19 мая 2022. Европейский объединенный мир объявил о начале работы над новой Глобальной стратегией здравоохранения Европы, поскольку пандемия продемонстрировала как они говорят слабость их глобальной архитектуры здравоохранения.
Что это означает уважаемые коллеги? По моему личному убеждению это начало большой глобальной конкуренции по строительству межгосударственных систем здравоохранения. Если бы система здравоохранения Европы была бы готова к пандемии во всех смыслах до той, степени что ковид не смог бы пройти сквозь еврограниц, то это стало бы инструментом влияния в руках ЕС в глобальном масштабе. Но и они не были готовы к этому, и только теперь наращивают свой потенциал в этой сфере.
Чтобы не быть голословным, хочу подтвердить свою мысль одним примером- это гонка при разработки вакцин. Россия изначально понимала, что она должна взять лидирующее положение в гонке, чтобы не быть зависимым от наших западных партнеров. К счастью России удалось преуспеть, так что она даже оказывало содействие союзникам из СНГ...............
Если помните, Президент России на римском саммите большой дватцатки в октябре прошлого года отметил, что сейчас не все страны имеют равный доступ к вакцинам из-за «неготовности ряда государств, в том числе государств «двадцатки», к взаимному признанию вакцин и вакцинных сертификатов». Европейский Союз так и не признал российскую вакцину, поставив на кон здоровье людей, европейцев, считая, что это проявление мягкой силы России в международно-правовой арене. Так, что сфера здравоохранения граждан не терпит ее политизированности, здесь важно любыми правовыми средствами государству выполнить свою конституционную обязанность перед гражданами, но в то же время учитывая ( давайте открыто) политику влияния ЕС, России во взаимодействии с соседями на Евразии рано или поздно придется инициировать строительство евразийской архитектуры безопасности в сфере здравоохранения.
Лавров: Евразия становится самым перспективным регионом мира и нам надо заниматься ее обустройством. Токаев: Евразия наш общий дом и государства нашего континента должны тесно взаимодействовать в едином сообществе. Построение сильной Евразии станет мощным фактором устойчивого развития и инклюзивного роста в глобальном масштабе.
В процессе анализа международно-правовой обстановки я исхожу от уровня эффективности межгосударственного сотрудничества. Данный принцип применим и в отношении взаимовыгодного партнерского региона- Евразия. Под которым для целей доклада понимается взаимодействие постсоветских республик. После распада интеграционного объединения высшего уровня Советского Союза сети партнерства были вновь сформированы на основе СНГ: это и Союз Россия-Беларусь, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС.
Очень точно дал позитивную оценку этой организации Президент Киргизии Садыр Жапаров, говоря о том, что СНГ призвано выступать в качестве весомого фактора региональной стабильности и позитивно влиять на происходящие процессы. Но говорить об интеграции в рамках СНГ и вообще в регионе не актуально, потому-что народы наших стран не заинтересованы в этом процессе по ряду существенных причин. Одно из подтверждений пассивности это конечно отсутствие юридического обновления программных, фундаментальных документов организации. Если обратите внимание на ЕС, то там до 2007 года каждые 5 лет происходили обновления. Профессор юрфака СПбГУ Марусин ведущий юрист-международник считает, что на Евразийской территории имеет перспективу деятельность ЕАЭС, который по уровню развития сопостовим с деятельностью ЕЭС 60-годов. СНГ сегодня действительно авторитетная переговорная площадка для укрепления дружбы, который по сей день функционирует как мне кажется только благодаря линии межпарламентского сотрудничества где происходит процесс гармонизации законодательства наших стран, обсуждаются общеправовые вопросы. В этом отношении не стоит недооценивать такой вектор регионального диалога. В Содружестве действует орган Совет по сотрудничеству в сфере здравоохранения, где есть соответствующие рабочие группы.
Но я хотел бы предложить вам мою точку зрения, организовать более практическое сотрудничество в обновленной, оживленной в январе этого года организации ОДКБ. В устав ОДКБ неоднакратно вносились юридические изменения, что говорит об адаптации новым условиям глобализации. В Совете СНГ происходит в большей части политическое взаимодействие министров, и на второй план отходит контакты врачей-практиков, экспертов, ученых-биологов, химиков, но сфера здравоохранения это деятельность практическая, работа с большими данными, важен международный обмен достоверными данными в этой области, вообщем коллективная безопасность в духе целей ОДКБ по наращиванию всестороннего сотрудничества в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности. Кроме пандемии, угроза безопасности это простой грипп, онкология, детское ожирение, психические заболевания, заболевание легких из-за технокатастров и кризисов.
В заключении хочу повторить одну из основополагающих положений концепции внешней политики Кыргызстана в отношении сотрудничества- это исключение использование приставки (-анти). Это обусловлено всем ходом исторического развития Кыргызстана в качестве независимого государства, тем, что наша страна проводит миролюбивую внешнюю политику и строит свои отношения с внешним миром на основе общепризнанных принципов и норм международного права признавая такие данности как :
Равноправное партнерство, дружба и сотрудничество со всеми странами
•Взаимозависимость
•Взаимная выгода
•Долгосрочная перспектива
•Многовекторность развития международного сотрудничества, в том числе в сфере здравоохранения.