Разговор о связи языка и политики предполагает введение разделения, как минимум, на «язык в политике / политический язык» и «языки политических теорий». В первом случае речь идет о так называемой политической функции языка: о том, как язык используется в политике, в политической коммуникации, для реализации политических целей. В политике, понимаемой как та сфера человеческой жизни, где действия совершаются при помощи слов, язык является одним из важнейших инструментов, формирующих и репрезентирующих политическую реальность. Политическая сфера человеческого бытия возможна хотя бы потому, что мы обладаем коллективной интенциональностью, которая, конечно, роднит нас со многими видами животных, но, в отличие от них, мы активно сознаем и используем символы, налагая функции на физические объекты и создавая конститутивные правила, которым затем следуем. Результатом этих процессов становится язык и создаваемый и поддерживаемый с его помощью институциональный порядок. Таким образом, обладание языком и речью является фундаментальным для политической онтологии, а исследование естественного языка в его политическом измерении и политических практик его использования является делом политической философии.
С другой стороны, вопрос о языках политических теорий с неизбежностью приводит исследователя к разговору о различных национальных и метанациональных системах понятий, об их взаимопереводимости и адаптивности, о том, в какой мере национальная политическая философия оказывается способна выработать свой язык, а в какой вынуждена заимствовать материал из иноязычных культур. Особенно остро в последние десятилетия этот вопрос стоит для российской политической культуры, ограниченной своей понятийной немотой (а иногда и глухотой) в самовыражении.
Эти и иные, родственные им, вопросы предлагаются к обсуждению на конференции «Политический язык и языки политических теорий». Цель конференции видится ее организаторам в том, чтобы обсудить теоретические и прикладные проблемы формирования политического языка и бытования языка в политике. Особенное внимание предлагается уделить вопросам самоописания политических теорий и взаимосвязи политической философии с, одной стороны, с философией языка и, с другой стороны, — с историей понятий и интеллектуальной историей.