Формирование комфортной среды является процессом циклической коммуникации между проектировщиком и пользователем проектной деятельности опосредованным объектом проектирования. В связи с этим возрастает значимость разработки дополнительных способов управления данным взаимодействием.
Одним из показавших свою эффективность механизмов для этих целей является концептуальное моделирование, которое служит для получения дополнительной информации о причинах и путях развития объекта проектирования и пользовательского запроса, направленного на его изменение, как взаимосвязанных компонентов, а также повышения методологической креативности дизайнера.
При этом роль концептуального моделирования состоит в определении проблемного поля для формирования дизайнерской идеи между описательным и нормативно-прогностическим (желательным) состояниями средового объекта.
Помимо традиционных специальных и общенаучных методов моделирования в результате авторского исследования была разработана уникальная методика, адаптированная для целей дизайна среды, и базирующаяся на категориально-системной методологии, которая позволяет описать качественные характеристики объекта исследования в их взаимосвязанности и взаимозависимости. Объекты исследования при помощи данной методологии можно представить в виде графо-аналитических схем, которые объединяют категории в системы по определенным принципам, используя их как познавательные инструментами для представления знаний в комплексном виде.
Методика включает в себя четыре этапа: 1) исследование компонентов взаимодействия, 2) исследование взаимодействия компонентов как саморазвивающейся системы, 3) исследование влияния средовой проблемы на компоненты и управление взаимодействием между компонентами, 4) управление противоречиями между блоками компонентов взаимодействия. В результате применения методики можно получить систему взаимосвязанных моделей дающих представление о развитии средового объекта и пользовательского запроса как единой системы. Возможность применения полученных моделей состоит в создании продуктивных дизайн-концепций, организации процесса проектирования и активизации творческого поиска по областям, а также программировании и разрешении противоречий между компонентами в среде как объекте дизайна.