Теологический дискурс исследований сознания

Копейкин, К. В. (Докладчик)

Деятельность: выступлениевыступление с приглашенным докладом/лекцией

Описание

Изучение сознания и, шире, психической реальности, рядом исследователей считается одной из главных научных задач XXI века. Основные проблемы, о которые неизменно спотыкаются попытки нейронаук объяснить природу человеческой психики – проблемы субъективности и интенциональности. Действительно, в отличие от объективно существующих физических тел психика субъективна, мы её переживаем. Кроме того, психическое, в отличие от физического, всегда на что-то направлено, интенционально. Но если мозг и нейроны – это такие же физические тела, как и все остальные объекты материального мира, то совершенно непонятно, как они могут порождать свойственные человеческой психике субъективность и интенциональность? Один из влиятельнейших современных американских философов Джон Сёрл убеждён, что основное направление философии сознания последних трёх четвертей века является, без сомнения, ложным. Он утверждает, что как картезианский дуализм, так и материалистический монизм не соответствуют действительности. Дуализм, уверен Сёрл, не согласуется с современной научной картиной мира (прежде всего – в силу каузальной замкнутости физической модели вселенной). Материалистический же монизм, несмотря на свою очевидную неспособность решить проблему сознания, является наиболее распространенным воззрением по причинам, скорее, психологического характера. С точки зрения Сёрла настойчивые попытки решить проблему сознания, оставаясь в рамках материалистической парадигмы, обусловлены не научными, но прежде всего идеологическими причинами – страхом перед возможностью допущения реальности психического, от чего один шаг до приятия реальности духовного. Действительно, если только допустить, что психика не порождается мозгом а может существовать самостоятельно, то сразу же возникает вопрос: не означает ли это, что существование психики возможно и без тела? Но тогда правомерно задать вопрос и о возможности посмертного существования души, и о правомочности отпевания и молитв за усопших, и о существовании ангелов как бестелесных душ. Поскольку же это всё априорно считается обскурантизмом, то размышлять в этом направлении просто запрещено (Searle 1992: 2–4). Сегодня на исследования мозга и сознания направляются колоссальные ресурсы. И до сих пор поиск идёт в направлении поиска «материального субстрата» сознания, а значит, по мнению Сёрла, которого называют «живым классиком философии сознания», – в ложном направлении. Но цена ошибки чрезвычайно велика: стоимость современных проектов исследований мозга составляет миллиарды долларов и выбор ложного пути обойдётся очень дорого. Известный российский математик академик И. Р. Шафаревич (1929–2017) отмечал, что вопрос о возможности создания искусственного интеллекта есть, по сути, другая постановка вопроса о материальности мира. Начиная с середины ХХ века адепты искусственного интеллекта постоянно обещали, что он будет создан «в ближайшее десятилетие». Хронические неудачи всех этих попыток свидетельствуют о том, что наши материалистические представления об устройстве мироздания являются ложными. Только расширение пространства научного поиска и включение в него теологического дискурса позволит преодолеть те материалистические «шоры», которые сегодня являются объективным препятствием на пути постижения сознания. Постепенно академическое сообщество подходит к осознанию того факта, что эффективное разрешение проблемы сознания невозможно без привлечения теологического дискурса, подразумевающего наличие личностного взгляда на психическую реальность «изнутри», «от первого лица». В 2017 г. в Пизанском университете прошёл симпозиум The Mindscience of Reality, на который был приглашён Далай-лама. Принявшие в нём участие исследователи высказали убеждение в том, что целостное изучение разума и сознания должно объединить «внешний» объект(ив)ный подход, характерный для западноевропейской науки, и субъект(ив)ный «внутренний» подход, свойственный традиции восточной. В том же году состоялась первая встреча с Далай-ламой ведущих российских исследователей мозга и сознания. Причины обращения учёных к мистической традиции Востока понятны: безличный буддийский подход, как кажется, может быть без больших проблем объединён с объективизмом европейской науки. Однако именно безличность буддийской традиции неминуемо становится препятствием на пути постижения личностностной природы человеческой психики. Как хорошо известно, современное новоевропейское естествознание возникло в контексте иудеохристианской библейской традиции. И именно в контексте этой традиции сформировалась понятие человеческой личности. Сложившийся в результате многовековой практики духовной работы библейский символический язык как нельзя лучше подходит для описания динамики внутреннего мира человека: библейские сказания, принимаемые за космологические теории или мифологические истории – это, по существу, динамические проекции глубинных архетипических структур психики. Физика же, возникшая как способ изучения второй Книги Творца – Книги Природы, взаимодополнительной по отношению к первой – к Библии, занимается исследованием фундаментальных структур мироздания, по сути – синтаксиса Книги Мира. Для построения целостной картины мира синтаксические структуры нуждаются в семантической интерпретации. Если удастся наполнить обнаруживаемые естественными науками фундаментальные структуры мироздания органичным для них экзистенциально переживаемым «библейским» содержанием то возникнет новый понятийный «двумерный» язык, позволяющий описать как объект(ив)ность внешнего физического, так и субъект(ив)ность внутреннего психического миров (Kopeikin 2019). Исследования такого рода поддерживаются, в частности, Templeton World Charity Foundation, являющимся самым крупным и наиболее авторитетным фондом, финансирующим исследования на стыке науки и религии (достаточно сказать, что размер ежегодно вручаемой Темплтоновской премии по статуту, дабы подчеркнуть её значимость, превышает размер Нобелевской, а сама церемония награждения производится герцогом Эдинбургским в Букингемском дворце). В рамках проекта Science & Orthodoxy around the World было выделено несколько приоритетных исследовательских направлений, в частности – Matter & Consciousness (а исследования сознания – одна из приоритетных тем для Темплтоновского фонда). Первое заседание рабочей группы по направлению «Материя и сознание» запланировано в Санкт-Петербурге на 2021 г. То, что встреча этой рабочей группы произойдёт именно в России, глубоко символично. Россия традиционно считала себя наследницей православной Византии и стремилась продолжить византийскую миссию посредничества между Западом и Востоком, а идея их духовного единения (Афины и Иерусалим) была и остаётся одной из главных тем русской философии. Эта идея чрезвычайно близка одной из стержневых тем европейской интеллектуальной истории – вопросу о взаимодействии духа и материи, ключевому для проблемы сознания. Kopeikin K. 2019. The Orthodox Tradition and a Personal View on the Universe ‘from Within’. In: V. N. Makrides & G. E. Woloschak (eds.) Orthodox Christianity and Modern Science: Tensions, Ambiguities, Potential. Turnhout: Brepols Publishers, 237–246. Searle J. 1992. The Rediscovery of the Mind. Cambridge, MA: MIT Press.
Период16 окт 2020
Название событияПервый национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике
Тип мероприятияконференция
МестонахождениеМосква, Российская Федерация
Степень признанияНациональная

Ключевые слова

  • теология, сознание, дискурс