«Крохотки» А. И. Солженицына: когнитивно-коммуникативные основания жанра и цикла

Хорохордина, О. В. (Докладчик)

Деятельность: выступлениевыступление с устной презентацией

Описание

Когнитивно-коммуникативный анализ цикла А. И. Солженицына «Крохотки» демонстрирует, что включенные в него произведения являются вариативной реализацией индивидуально-авторского жанра «крохотки», для которого характерен следующий набор конститутивных черт: а) малый объем; б) стабильная композиция с движением от изобразительно-повествовательного компонента к интеллектуально-эмоциональному комментарию и обобщающему (философскому) заключению; в) национально-духовная тематика, релевантная прежде всего для русского адресата; г) многотональное повествование, где объединяются и контрастируют между собой доминирующая благоговейная (перед Богом), обличительная (проявляющаяся в изображении фрагментов мира, не соответствующих нормам христианской этики), назидательная (направленная на адресата-собеседника) тональности; д) образ автора, создаваемый сопряжением нарративных ролей транслятора Высших истин, представителя соборного (русского православного) единства и идентичного реальному автору рассказчика; е) градуированный образ адресата: сам автор — близкий по статусу с автором собеседник — Бог; ж) комплексность жанра, образующаяся слиянием при реализации в «крохотке» базовых интенционально-содержательных пластов: автокоммуникативного (дневниковой записи со свойственной ей саморефлексией), коммуникативного (проповеди, беседы), супер-коммуникативного (исповеди, молитвы). Конститутивные черты жанра «крохотки» обусловливают единство всего цикла, при этом в каждом из включенных в него текстов обнаруживается и художественная индивидуальность, и родство с некоторыми другими жанрами (путевыми заметками, рассказом, фельетоном и др.). В двухчастной композиции цикла отразилась история его создания: первые 17 «крохоток» написаны в 1958–1960 гг., заключающая эту часть «Молитва» — в 1963 г.; вторая часть цикла (14 произведений) создана Солженицыным в 1996–1999 гг. после возвращения на Родину из вынужденной эмиграции. Обе части завершаются молитвами: в финале первой части в «Молитве» звучит благодарение за неотступное сопровождение Господом автора на трудном жизненном пути и за дарованное ему право «послать человечеству отблеск лучей» Божих; в финале же второй части просительная «Молитва о России» — обращение автора как части русской православной соборной общности к Богу с мольбой о вызволении Родины из бедственного положения. Обе молитвы, занимая сильные (финальные) позиции в каждой из частей цикла, становятся его эмоционально-смысловыми доминантами, актуализируют гипертекстовые ретроспективные и проспективные связи, чем обеспечивают единую кольцевую композицию цикла, выступающего воплощением специфической православно-патриотической картина мира А. И. Солженицына и отражением основных черт его индивидуального писательского стиля.
Период19 мар 2019
Название событияXLVIII Международная филологическая конференция: null
Тип мероприятияконференция
Номер конференцииXLVIII
МестонахождениеСанкт-Петербург, Российская Федерация

Ключевые слова

  • Авторский жанр, цикл произведений, речевая композиция, тематика, образ автора, образ адресата, текстовая тональность