Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Как Московскому патриарху стать «католиком» или Еще раз об одном «чуде» Иосафата Кунцевича. / Медведев, Кирилл Максимович.
In: ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, No. 125, 10.2025, p. 78-89.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Как Московскому патриарху стать «католиком» или Еще раз об одном «чуде» Иосафата Кунцевича
AU - Медведев, Кирилл Максимович
PY - 2025/10
Y1 - 2025/10
N2 - В статье рассматривается история легенды об обращении Московского Патриарха Никона в католичество благодаря «чуду» униатского мученика Иосафата Кунцевича, которая появилась и была достаточно популярной в католических и униатских кругах Речи Посполитой в XVIII веке. Был установлен первоисточник мифа – обширное полемическое сочинение 1704 года иезуита Яна Алоизия Кулеши. Автор выяснил, что Кулеша «сконструировал» данное предание, соединив вместе известие о «чудесном» наказании и исцелении Никона Иосафатом из книги 1673 года о посмертных чудесах униатского мученика и апокрифическое высказывание Патриаха, что власть над ним имеет только Папа Римский, по поводу возможного его осуждения церковным Собором, известное благодаря биографии Винцента Госевского 1691 года за авторством Самуила Венславского. Далее на основе анализа текстов исторических сочинений Игнатия Кульчинского и Игнатия Стебельского, проповеди Порфирия Важинского была показана история последующего хождения и распространения данной легенды. Для ответа же на вопрос, почему Кулеша и более поздние католические авторы, опираясь на апокрифическое высказывание Никона о власти Папы, сделали вывод о его верности Римской церкви, автор обратился к тому, что вообще означало быть «католиком» в эпоху конфессионального раскола и религиозных войн в Европе XVI-XVII вв. Отмечается, что в это время «католиками» как самими приверженцами Римской церкви, так и ее противниками признавались люди, которые, в первую очередь, открыто говорили о верховном авторитете Папы Римского в христианском мире. Особенно это было актуально в условиях противостояния между униатами и православными в Речи Посполитой, когда визуальная и обрядовая разница между двумя церквями зачастую была незначительной. Таким образом, в рамках религиозной полемики для католических и униатских авторов взятого из авторитетного для них источника признания Московским Патриархом первенства Римского Понтифика было достаточно для того, чтобы увидеть в нем «католика». Отмечается, что это был очень распространенный «прием» в контексте споров с православными, когда на основании сведений о любых контактах с Римом и положительных высказываний в пользу Папы католики обоих обрядов объявляли определенных исторических деятелей или даже святых «католиками».
AB - В статье рассматривается история легенды об обращении Московского Патриарха Никона в католичество благодаря «чуду» униатского мученика Иосафата Кунцевича, которая появилась и была достаточно популярной в католических и униатских кругах Речи Посполитой в XVIII веке. Был установлен первоисточник мифа – обширное полемическое сочинение 1704 года иезуита Яна Алоизия Кулеши. Автор выяснил, что Кулеша «сконструировал» данное предание, соединив вместе известие о «чудесном» наказании и исцелении Никона Иосафатом из книги 1673 года о посмертных чудесах униатского мученика и апокрифическое высказывание Патриаха, что власть над ним имеет только Папа Римский, по поводу возможного его осуждения церковным Собором, известное благодаря биографии Винцента Госевского 1691 года за авторством Самуила Венславского. Далее на основе анализа текстов исторических сочинений Игнатия Кульчинского и Игнатия Стебельского, проповеди Порфирия Важинского была показана история последующего хождения и распространения данной легенды. Для ответа же на вопрос, почему Кулеша и более поздние католические авторы, опираясь на апокрифическое высказывание Никона о власти Папы, сделали вывод о его верности Римской церкви, автор обратился к тому, что вообще означало быть «католиком» в эпоху конфессионального раскола и религиозных войн в Европе XVI-XVII вв. Отмечается, что в это время «католиками» как самими приверженцами Римской церкви, так и ее противниками признавались люди, которые, в первую очередь, открыто говорили о верховном авторитете Папы Римского в христианском мире. Особенно это было актуально в условиях противостояния между униатами и православными в Речи Посполитой, когда визуальная и обрядовая разница между двумя церквями зачастую была незначительной. Таким образом, в рамках религиозной полемики для католических и униатских авторов взятого из авторитетного для них источника признания Московским Патриархом первенства Римского Понтифика было достаточно для того, чтобы увидеть в нем «католика». Отмечается, что это был очень распространенный «прием» в контексте споров с православными, когда на основании сведений о любых контактах с Римом и положительных высказываний в пользу Папы католики обоих обрядов объявляли определенных исторических деятелей или даже святых «католиками».
KW - Патриарх Никон
KW - Иосафат Кунцевич
KW - религиозная полемика
KW - католицизм
KW - Брестская уния
KW - православие
KW - Московская Патриархия
KW - Речь Посполитая
UR - https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/125/article/8783
U2 - 10.15382/sturII2025125.78-89
DO - 10.15382/sturII2025125.78-89
M3 - статья
SP - 78
EP - 89
JO - ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
JF - ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
SN - 1991-6434
IS - 125
ER -
ID: 144959408