Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Сравнительно-историческая и сравнительно-правовая характеристика исламского уголовного процесса. / Гусенова, Патимат Арисланалиевна; Стойко, Николай Геннадьевич.
In: Вопросы теологии, Vol. 2, No. 4, 2020, p. 550-566.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Сравнительно-историческая и сравнительно-правовая характеристика исламского уголовного процесса
AU - Гусенова, Патимат Арисланалиевна
AU - Стойко, Николай Геннадьевич
N1 - Гусенова П. А., Стойко Н. Г. Сравнительно-историческая и сравнительно-правовая характеристика исламского уголовного процесса // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, No 4. С. 550–566.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - При анализе и характеристике современных форм уголовного процесса принято использовать сравнительно-правовые типологии. В рамках сравнительно-правового подхода уголовный процесс традиционно подразделяется на следственный и состязательный. Каждый из этих типов характеризуется определенным спектром идеальных признаков, противопоставленных друг другу и встроенных в более широкую типологию правовых семей. В статье ставится вопрос о существовании третьей универсальной модели уголовного процесса, в качестве которой рассматривается уголовный процесс стран исламского правления (исламский). Сделан вывод о том, что по своему техническому построению (на уровне его процессуальной формы) исламский уголовный процесс принадлежит к следственному типу. Однако если рассматривать исламский уголовный процесс с точки зрения его процессуального содержания, имеющего религиозно-правовое объяснение, то он, несомненно, обладает спецификой, позволяющей говорить о нем как о самостоятельном идеальном типе (универсальной модели). Об этом свидетельствуют три признака: верховенство Корана и Сунны над законодательством и прецедентом; приоритет иджмы (единогласного мнения мусульманских ученых-правоведов) над законом (его процессуально и материально-правовыми положениями) и судебными решениями (прецедентом); осуществление правосудия только кади (судьей, который в силу религиозного долга подчиняет себе всех участников уголовного процесса и несет ответственность за его ход и результат).
AB - При анализе и характеристике современных форм уголовного процесса принято использовать сравнительно-правовые типологии. В рамках сравнительно-правового подхода уголовный процесс традиционно подразделяется на следственный и состязательный. Каждый из этих типов характеризуется определенным спектром идеальных признаков, противопоставленных друг другу и встроенных в более широкую типологию правовых семей. В статье ставится вопрос о существовании третьей универсальной модели уголовного процесса, в качестве которой рассматривается уголовный процесс стран исламского правления (исламский). Сделан вывод о том, что по своему техническому построению (на уровне его процессуальной формы) исламский уголовный процесс принадлежит к следственному типу. Однако если рассматривать исламский уголовный процесс с точки зрения его процессуального содержания, имеющего религиозно-правовое объяснение, то он, несомненно, обладает спецификой, позволяющей говорить о нем как о самостоятельном идеальном типе (универсальной модели). Об этом свидетельствуют три признака: верховенство Корана и Сунны над законодательством и прецедентом; приоритет иджмы (единогласного мнения мусульманских ученых-правоведов) над законом (его процессуально и материально-правовыми положениями) и судебными решениями (прецедентом); осуществление правосудия только кади (судьей, который в силу религиозного долга подчиняет себе всех участников уголовного процесса и несет ответственность за его ход и результат).
KW - исламский уголовный процесс
KW - иджма
KW - Коран
KW - типология
KW - кади
KW - правосудие
UR - https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/10078
M3 - статья
VL - 2
SP - 550
EP - 566
JO - Вопросы теологии
JF - Вопросы теологии
SN - 2658-5200
IS - 4
ER -
ID: 72458565