Эмоционально-чувственные характеристики женской дружбы

Леонид Васильевич Куликов, Ольга Викторовна Грива

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Описаны качественные и количественные характеристики дружеских отношения в женских диадах. Использованы методики оценки выраженности чувств и выявления показателей дистанции в межличностных отношениях. Выборку составили 65 студенток (средний возраст 19,97 лет). Респонденты оценивали отношения со своими подругами (друзьями своего пола). Выявлено, что чувственный тон в дружеских отношениях тесно связан с дистанцией в них. Близкие отношения подруг сильнее способствуют уменьшению астенических чувств, чем уменьшению меланхолических чувств. Полученные результаты исследования эмоционально-чувственных характеристик женской дружбы подтверждают существование определенной ортогональности чувств, отмечавшейся рядом авторов. Уменьшение удаляющих чувств может не приводить к соответствующему усилению сближающих чувств. Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что диадные дружеские отношения могут быть охарактеризованы как качественными, так и количественными показателями. Такой подход позволяет получить более полную и, одновременно, более дифференцированную картину этих очень значимых для человека отношений. Чувственный тон в дружеских отношениях довольно тесно связан с дистанцией в них. Дружеское общение преобразует чувственный тон настроения в лучшую сторону. При этом, неприятные чувства изменяются по-разному: близкие отношения сильнее способствуют уменьшению астенических чувств, чем уменьшению - меланхолических. В том перечне чувств (44 чувства), который охватывает методика «Профиль чувств в отношениях», есть чувства, выделяющиеся теснотой связей и количеством связей с другими чувствами как своего кластера, так и чувствами других кластеров.
Original languageRussian
Pages (from-to)23-31
Number of pages8
JournalПсихология. Историко-критические обзоры и современные исследования.
Volume6
Issue number
StatePublished - 2017

Scopus subject areas

  • Social Psychology

Cite this