Чтение текста старшеклассниками с нарушениями речи: роль лексики и грамматики

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingOther chapter contributionResearchpeer-review

Abstract

Работа направлена на изучение механизмов восприятия текста и вариантов его адаптации, а также сравнение глазодвигательной активности при чтении этих текстов у старшеклассников с общим недоразвитием речи (ОНР). Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики ай-трекинга (См. работы Ахутиной Т.В., Безруких М.М., Корнева А.Н.) исследований восприятия текста с разным типом адаптации до сих пор не проводилось. Испытуемыми стали 32 ученика 9-10 классов речевой школы, имеющие диагноз ОНР, и в качестве контрольной группы – 28 старшеклассников обычной школы. Материалом исследования послужили тексты, используемые логопедами при оценке навыков чтения у школьников. Тексты были преобразованы нами в два варианта упрощения: с лексической адаптацией, состоящей в замене сложных, редко употребляемых слов на более частотные, и c грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Тексты были выровнены по уровню сложности и читабельности с помощью ресурса readability.io.
В ходе эксперимента участники должны были прочитать два разных текста, один из которых был лексически адаптирован, второй – грамматически; потом они должны были ответить на вопросы по содержанию и оценить сложность текстов по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). Во время эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Сравнительный анализ данных показал, что школьники с ОНР представляют собой неоднородную группу. В группе детей с явными нарушениями процесса чтения паттерны движения глаз, время чтения и понимание прочитанного значительно отличались от данных показателей в норме, в то время как группа школьников с ОНР без явных нарушений навыка чтения показала результаты, промежуточные между нормой и патологией. Кроме того, оказалось, что параметры движений глаз не коррелируют с уровнем понимания текста. Из этого следует, что восприятие поверхностной и глубинной структур текста страдает при нарушениях техники чтения, но не находится в прямой от них зависимости.
При чтении лексически адаптированных и грамматически адаптированных текстов значимой разницы в движениях глаз нет, равно как и в понимании этих текстов: оба типа адаптации оказались одинаково эффективными для восприятия. Процессы обработки лексики и грамматики текста неразрывно связаны и происходят параллельно как у школьников с ОНР, так и у учащихся, не испытывающих трудностей при чтении.
Original languageRussian
Title of host publicationЦентральные механизмы речи
Subtitle of host publicationСборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт
EditorsА.Н. Шеповальников
Place of PublicationСПб.
PublisherИздательство «ВВМ»
Pages70
Number of pages1
ISBN (Print)9785965112685
StatePublished - Nov 2019
EventЦентральные механизмы речи: IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция, посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт Санкт-Петербург, 11-13 ноября 2019 г. -
Duration: 11 Nov 201913 Nov 2019
Conference number: IX

Conference

ConferenceЦентральные механизмы речи
Period11/11/1913/11/19

Cite this