Фотографическое время и аффект в кино: проект кинотеории Ролана Барта

Research output

6 Downloads (Pure)

Abstract

В статье представлен анализ ряда концептов Ролана Барта – "фотографическое время", "пунктум", "третий смысл" – в их связи с теоретическими взглядами французского мыслителя на кино. Цель статьи – реконструировать проект теории кино Ролана Барта, используя не только строго "кинематографические" понятия, предложенные философом, но и ключевые концепты теории фотографии, поскольку именно они могут послужить «ключом» к раскрытию общих представлений Ролана Барта о визуальном опыте. Статья начинается с обзора литературы о кинематографической теории Барта и о его знаменитой работе “Camera Lucida”. Затем, через идею Барта о том, что кинематограф представляет собой феномен, способный удерживать обе реальности (кинематографическую и кинозала), автор приходит к аналитике концепта «фотографического времени» и его связи с понятием «пунктум». Эта связь между «пунктумом» и «фотографическим временем» представляется ключевым элементов для понимания той версии кинотеории, которую можно «собрать» по отдельным статья Барта о кино. В частности, этот элемент отсылает к способности фильма вовлечь зрителя в уникальный аффективный опыт и аффективное время. Данная идея проиллюстрирована примером фотографического кино – в частности, фильмом «Взлетная полоса» Криса Маркера. Последняя часть статьи посвящена понятию «третьего смысла» и его концептуальным связям с концептами «пунктума» и «фотографического времени». Таким образом, статья представляет собой попытку реконструкции возможной теории кино Ролана Барта, положения которой рассредоточены в различных текстах, но не собраны в единую работу. Такая теория была бы тесно связана с феноменологией и кинематографическим опытом, и основывалась бы на способности фильма удерживать зрителя в двух реальностях одновременно. Разрыв между зрителем как вуайером, идентифицирующем себя с элементами экранной реальности, и зрителем как человеком, обладающим телом и сидящим в тесном кресле кинотеатра, никогда не переживается как травматичный. Скорее, он позволяет кинематографу поставить запятую в нарративе фильма, приостановить его развитие, чтобы инкорпрорировать в себя реальный опыт и аффекты зрителя. Ключевые идеи, выраженные в статье, основаны на компаративном анализе текстов Ролана Барта о кинематографе и фотографии, написанных в разные годы.
Original languageRussian
Pages (from-to)67-80
Number of pages14
JournalTopos
Issue number1-2
Publication statusPublished - 11 Nov 2019

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this