ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ В США ПОСРЕДСТВОМ ПРОПАГАНДЫ В АМЕРИКАНСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingArticle in an anthologyResearchpeer-review

Abstract

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль пропаганды в формировании идеологии в США посредством американской мультипликации в годы Второй мировой войны и «холодной войны». Идеология и пропаганда имеют сильное воздействие на культурный феномен, который и наблюдался в Америке в исследуемые периоды.
Ключевые слова: идеология, пропаганда в мультипликации, культурный фронт, управление сознанием, агитационная политика.
Деятельность современного сообщества – процесс беспрерывного обновления его информационного капитала. Процесс обновления происходит благодаря телевидению и Сети Интернет, которые также существенно влияют на социально-политическое развитие общества и меняют его. В каждый период человек встречается с информацией, начиная от чтения газет и заканчивая просмотром любимых кинолент. Несмотря на всеобщую популяризацию интернет-ресурсов в наше время, телевидение все еще занимает существенную позицию в жизни. Публика у экранов телевизоров имеет больший обхват пользователей, чем у компьютерных. Хотя сегодня, на самом деле, подростки и учащиеся уделяют недостаточно интереса телевизору по сравнению с времяпрепровождением в социальных сетях и в целом в Интернете, но это не доказывает, что они же в сети Интернет не просматривают те же мультфильмы, что демонстрируются по телевизору. Тут анимации необходимо дать должное. Молодое поколение фактически не придает значения телевизионным программам, однако мультфильм и мультсериалы – это неизменное и «святое» [1].
В любой период существования общество оперировали пропагандой, задававшей принципы равно как личного, так и совместного выражения поведения. Пропаганда всегда являлась средством для достижения необходимого государством результата в обществе. Она стала одним из основных средств политической манипуляции. Это феномен, присущий индустриальным и постиндустриальным обществам, и играющий крайне важную роль в управлении современным обществом, формирование его не только внутренней, но и внешней политики, целей и стратегий реализаций политических задач и ориентиров.
Данный метод стал использоваться, как только произошло становление мультипликации. Особенно удачно его применяло американское правительство. С помощью мультфильмов происходило манипулирование людьми, особенно теми, кто хоть раз в день смотрел их. Люди начали мыслить, как участники и герои мультфильмов, переставая поддерживать связь с реальностью, уменьшили способность критически оценивать события, адаптироваться в социальной среде и поддерживать элементарную коммуникацию. Мы можем наблюдать такой процесс с самого развития американской мультипликации.
Американская анимация начала свое становление в 1906 году, когда был выпущен первый мультфильм — «Humorous Phases of Funny Faces» («Смешные переходы интересных лиц») [2]. Успех развития мультипликации в США содействовали ряд внутренних государственных интересов в сфере культуры. Тем не менее уже перед началом Второй мировой войны происходит трансформация интересов: из культурных они превратились во внутреннеполитические.
Культурные изменения произошли ещё в довоенное время: тогда пропаганда акцентировала внимание на поддержание национального духа государства, анимационные фильмы в своей сценарной базе делали упор на силу, культ оружия и превосходстве своей нации. Один из знаменитых героев мореплаватель Попай студии братьей Флешеров открыто говорил о лидирующей роле США в мировом сообществе. Персонаж был наделён своим собственным индивидуальным нравом, что выделяло его на фоне других героев, носящих личины иных людей. В одной из серий на международной конференции в качестве дипломатического довода с целью обязательства «мира во всем мире» Попай заявил, что заслугой этому является само его существование и наличие его сверхсилы. Это не единственный мультсериал, в котором возвышаются заслуги американского народа. Персонаж анимационной студии «Warner Brothers» Порки Пиг в серии «I Haven't Got a Hat» («У меня нет шляпы») 1935 г. без застенчивости отмечал величие Америки и изобилие событий в их истории [3].
Следует отметить, что в годы Второй мировой войны руководство Франклина Рузвельта, чувствуя общественное бездействие и слабость социума, предприняло попытку, согласно которой мультипликационные студии переключились на конвейерное изготовление пропагандистских произведений. Объектом колкостей, издевок и надругательств была выбрана личность Адольфа Гитлера. Его действия показывались как преступное деяние и открытый вызов всем государствам. Уже в начале войны, когда США еще не принимали в ней участия, американская анимация показывала активность своего народа в этом всеобщем горе. Общественности стремились донести, что это и их война, что американцы готовы сберечь Европу от убийств и безжалостного противника. Отдельные мультфильмы заверяли о совместной деятельности между США и СССР, которая пугала демократический Запад собственной идеологией. Но в большинстве случаев, анимационные фильмы распространяли мысль о выдающейся цивилизации, согласно которой только Америка может возобновить мир во всём мире и поддерживать его в дальнейшем. Политическое руководство Германии обвинялось в развязывании новой конфликтной ситуации на международной арене. Однако когда немецкие войска захватили Австрию и Чехословакию, вторглись на территорию Польши, объявили войну Советскому союзу - ни одно из этих событий не дало веского повода для вступления США в войну. Но, невзирая на это, с 1940 года происходит выпуск пропагандистских военных фильмов. Все та же расовая дискриминация имела место в кинопродукции военного времени. Руководство США не оспаривало теорию Гитлера касательно преимущества белых над «неполноценными расами».
В результате вступления Америки в военные действия главными врагами в мультипликационных работах были выбраны три политических лидера государст-противников: Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, Тодзио Хидэки. Применяя анимацию в качестве способа агитационной политики, страна гарантировала развитие в массовом сознании жителей приоритеты внутренней и внешней политики, патриотических убеждений и образы врага. Таким образом, в мультипликации образовались противоположные биполярные полюсы. Анимация не столько воздействовала на сознание народа, сколько отражала беспокойство в его среде и образовавшиеся стереотипы. Так, почти в любом мультипликационном фильме Гитлер обозначался больным эпилептиком с паническими нервными припадками. Картина с именованием «Bury the Axis» («Закопаем Ось») 1942 года посвящена лидерам стран Оси. Они представлены далеко не самыми адекватными и уравновешенными персонами. Например, Адольф Гитлер, сброшенный аистом в родительский дом, намеревался мгновенно пристрелить собственного доставщика, после чего устремился в путь с сумасшедшей идеей завоевать Европу. Безнравственным считалось, что в конце картины совершается торжественная ликвидация Японии, путём сброса на неё атомной бомбы. Карикатурные образы персонажей на лидеров стран Оси были не беспричинно выставлены на первый план [4]. Своего рода мультипликационный студии США применяли эффект драматургического влияния на зрителя, выставляли людские пороки. Таким образом, анимационные киноленты, посвященные странам Оси, отличались идентичной сценарной структурой и комплектом главных героев. Гитлер обозначался основной фигурой и центральным «зачинщиком» войны, Муссолини и Тодзио показывались его «ручными собачками». В серии «The Ducktators» («Дактаторы») 1942 года студии Warner Brosers утёнок с усами вылупляется из чёрного яйца, сказав «Зик Хайль». Свастика и продолжительные выкрики «Зик Хайль» Адольфа Гитлера в образе утки присутствуют на протяжении всего фильма. Попытки утёнка-Гитлера сформировать империю Третьего рейха демонстрируются как безуспешное выполнение своих желаний. Некрасивые и податливые в собственном мнении Муссолини и Тодзио ступают за Гитлером во всём, в результате чего остаются высмеянные всем миром. Так У.Дисней высказывал скрытую политическую позицию США [5].
Культурный фронт был полностью пронизан агитационной пропагандой. Идея американской исключительности формировала иллюзию безмерной силы Америки. Появившийся другой более стабильный стереотип в США и о США, как «о последней надежде человечества», формировал все условия, чтобы американский народ считался естественным носителем непоколебимой идеологии для всего мирового сообщества. Потребность полагаться только на себя образовала культ силы, что в дальнейшем трансформировалось в «американский героизм». «Donald Duck: The Spirit of 43» («Дух 43») 1943 года – пропагандистский мультфильм, созданный на студии Уолта Диснея, с целью вызвать чувство патриотизма в американцах честно выплачивать свои налоги, чтобы помочь гомударству в растратах на военные действия. Серия с героем Даффи Даком «The Commando» («Командор») 1943 года наглядно показывает весьма враждебное настроение нации, которая готова использовать «физическую» силу против Третьего рейха. Мультфильм полон саркастических элементов и самоиронии. Даффи Дак не только насмехается над главнокомандующими, но и порой откровенно глумится над немецкой нацией. В картине используется приём физического главного героя, когда персонаж практически бьет молотком, надоедающих ему немцев. Таким образом, выделялась скрытая позиция американцев к немцам – «от большого политика до обычного человека, все глупцы в своей политической одержимости» [6].
Иной мультфильм – «Blitz Wolf» («Блиц Волк») 1942 года студии Metro-Goldwyn-Mayer от аниматора Текса Эйвери имел в основе пародию на трёх поросят в антураже Второй мировой войны: два поросёнка подписали пакт о ненападении с Волком, тогда как третий и самый умный поросенок подготавливается к вооружённой защите. Само наименование работы представляется непосредственной отсылкой к планам Гитлера о быстрой войне Блицкриг [7].
Каждая серия мультсериала объявляет о благополучии Америки, отчего все остальные государства должны понимать и принимать миротворческую роль США. С началом Второй мировой серии с Попаем были добавлены в список военных анимационных картин. Трансформируется одежда главного героя: Попай переодевается в новую белоснежную универсальную форму моряков. студии Почти в любой работе У.Диснея находились саркастические и волюнтаристские компоненты с наглядным образом противника.
Еще одним идолом в Америке в военный период стал Микки Маус. Ещё в 1930 года он был табу в Германии, а несколько лет спустя в немецкой газете опубликовали статью, где Микки Маус признавался «самым мерзким идеалом Америки». Нападки в сторону мышонка кончались лозунгами: «Долой Микки Мауса! Даёшь свастику!». История Микки почти в каждом серии основывалась на противостоянии добра и зла.
Существовала чёткая пограничная линия: герои второго плана, которые симпатичны центральному персонажу, являются стороной добра, враждебные ему – всегда на злой стороне. Практически внутреннее мотивирование второстепенных персонажей отсутствует, присущность двум противоположным лагерям обусловливалась лишь взаимодействие с протагонистом. [8].
В годы «холодной войны» активно действовала пропаганда в кинематографе, журналах и плакатах. В мультипликационном искусстве следует выделить одну картину – «Make Mine Freedom» («Сделай меня свободным», 1948). Некий шарлатан предлагает американцам приобрести у него снадобье «Изм» (намёк на коммунизм). Он обещает всем избавление от самых насущных проблем. Мультфильм построен на показе того, что случится, если американский народ будет слушать таких шарлатанов. Одновременно идёт восхваление американского образа жизни [9].
Жизнь молодёжи в США и советский рабочий. Надпись на лбу «Член государственного союза номер 1313». Подразумевается, что в СССР нет профсоюзов, а вместо них некие «государственные союзы», которые, конечно, представляют из себя что-то ужасное. Там, где стоял гараж Джо, теперь отстроен его огромный завод. Спасибо частной собственности и предприимчивости. В СССР проводится национализация промышленности, бедного Джо выгоняют. О том, что национализация привела к самому большому индустриальному скачку в развитии за всю историю, конечно, ни слова. В Америке не запрещена религия, в СССР бедных капиталистов вышвыривают на улицу.
В Америке существует защита прав человека. Полицейские не имеют права проводить обыск без ордера (на самом деле это делалось постоянно, особенно в эпоху маккартизма). В СССР вообще никаких прав. Надпись на ошейнике «колхозный раб номер такой-то». Так хорошо в США заключённым и так плохо в СССР даже не заключённым [10].
Наравне с этим следует обратить внимание, что после Второй мировой войны появляется тенденция застоя в мультипликационной области. Тем не менее весь период до и после «холодной войны» анимация демонстрирует свой главенствующий титул в международных отношениях и превосходство американского народа над другими. Мультипликация, как и все киноискусство, подстраивалась под агитационную политику руководства, так как любой, кто отвергал сотрудничества, считался немецким разведчиком. К XX веку Америкой завладела идея полного превосходства, что с восходом на мировую политическую арену после Второй мировой войны бесповоротно зафиксировалось в массовом сознании.
Искусство мультипликации сформировало идеологию общества, указывало на историю своего времени, считалась общественным разоблачителем. Оно самыми легкодоступными способами и приемами достоверно сообщает событийность окружающей стороны: повседневную жизнь, хобби, устои и стереотипы. Сущность данного искусства социализирует общественность, выполняя «социальный заказ». Мультипликационные фильмы дают возможность проследить данную тенденцию, изучить ход и формирование социальных проблем.
Таким образом, идеология формируется для нужд правительства с целью манипулирования человеческим сознанием и доносится до них посредством пропаганды и политической коммуникации. Власти рассматривают свою пропагандистскую деятельность как воспитательную, направленную на популяризацию «ценностей западного общества». Мультипликация, как благоприятная почва для массовой культуры, обусловила формирование общества с целью установки успешной и красивой жизни. Она стала одной из результативных платформ манипулирования по ту сторону экрана. Подводя итог, отметим, что пропаганда – это внушение, распространение взглядов или идей с определенной целью. Такое манипулирование проводилось в США
146
посредством мультфильмов. С их помощью населению преподносилась идеология, выгодная правительству. Для этого использовалась вся культура, но более всего, кинематограф и мультипликация, так как они являются главным инструментом влияния на широкие массы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политическая мультипликация// Политическое обозрение, URL: https://politobzor.net/664-politicheskaya-multiplikaciya.html (Дата обращения: 29.01.2020)
2. Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995. - 138 с.
3. Warner Brothers. Loony Tunes: I Haven't Got a Hat. 1935, YouTube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=LCrg18OYhIQ (Дата обращения: 29.01.2020)
4. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания № 1. – М., 2006. –29 с.
5. The Walt Disney Company. Der Fuehrer's Face. Donald Duck «Der Fuehrer's Face» | Дональд Дак «Лик Фюрера» 1942// YouTube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=0KZA54ubz k4 (Дата обращения: 29.01.2020)
6. The Walt Disney Company. Food will win the war. 1943, YouTube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=HeTqKKCm3Tg (Дата обращения: 29.01.2020)
7. Metro Goldwyn Mayer. Blitz Wolf. 1942// MGM Cartoons Wiki, URL: https://metro-goldwyn-mayer-cartoons.fandom.com/wiki/File:BLITZ_WOLF_1942 (Дата обращения: 29.01.2020)
8. Кривуля Н.Г. В зеркале времени: анимация двух Америк. – М.: Аметист, 2007. – 620 с.
9. Пропагандистские мультики союзников и Германии времён Второй Мировой// Пикабу.РУ, URL: https://pikabu.ru/story/propagandistskie_multiki_soyuznikov_i_germanii_vremyon_vtoroy_mirovoy_ch_1_4214999 (Дата обращения: 29.01.2020)
10. Тайны Америки: факты о настоящей Империи Зла// Нellishamerica, URL: http://hellishamerica.ru/competitionandoil.html (Дата обращения: 29.01.2020)
FORMATION OF IDEOLOGY IN THE UNITED STATES THROUGH PROPAGANDA IN AMERICAN ANIMATION DURING THE SECOND WORLD WAR AND DURING THE COLD WAR
Annotation. This article examines the role of propaganda in the formation of ideology in the United States through American animation during the Second world war and the cold war. Ideology and propaganda
have a strong impact on the cultural phenomenon that was observed in America during the study periods.
Keywords: ideology, propaganda in animation, cultural front, consciousness management, agitation policy.
Original languageRussian
Title of host publicationВестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
Subtitle of host publicationВып. 12, том 1: Естественные науки
Place of PublicationДонецк
PublisherДонецкий национальный университет
Pages142-145
StatePublished - 25 Feb 2020

Cite this