ТОПОС КАК МОДЕЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ И ФИЛОСОФИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Топологический анализ, который предлагается в статье, разработан с учетом современных междисциплинарных подходов. На основе герменевтического и культурно-типологического анализа книг и статей Д. Мережковского, Ин. Анненского, Вяч. Иванова, К. Бальмонта, Л. Шестова, М. Гершензона выделены топосы как модели интерпретации. Они возникли в процессе восприятия творчества Тургенева. Большую роль играют символические, экзистенциальные, метафизические, пространственные и др. топосы. Об устойчивом топосе «тургеневская женщина» писали многие современники Тургенева и литературные критики в XIX веке. Анненский, Бальмонт, Мережковский, Розанов значительно углубляют понимание этого топоса, так как они имеют в виду его архетипические и символические значения. По мнению Мережковского и Анненского, тургеневская девушка – это не реальный человек, а символ, идея. Для Бальмонта большое значение имел топос дома и русской усадьбы как потерянный рай. На этой идее основан один из главных мотивов его творчества – мотив вечного возвращения в мир детства и юности. Делается вывод, что в контексте культуры Серебряного века был намечен поворот к расширению границ интерпретации произведений Тургенева и его художественного мира. На рубеже XIX-XX веков появляется новое направление исследования, которое может быть определено как топологический дискурс.

Original languageRussian
Pages (from-to)52-65
Number of pages14
JournalКультура и текст
Volume1
Issue number36
StatePublished - 2019

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this