Abstract

Излагается концепция цифровизации различных сфер жизни общества и внедрение цифровой экономики в предпринимательской сфере. Показано, что информация, представленная в цифровом формате, по своей природе должна иметь определенные ограничения по применению в областях, касающихся здравоохранения, личной жизни, прав и свобод личности. Экологическое сознание общества — это идеологическая платформа новой экономики знаний, на основе которой сегодня разрабатываются принципы цифровизации и такие направления новой экономики как наноэкономика, нанобиоэкономика, нейроэкономика. Описаны глобальные инновационные тренды цифровизации экономики, в том числе, тренды развития торговли. Обоснована необходимость системного аналитического подхода к анализу процесса цифровизации с учетом социально-экономических последствий внедрения цифровой экономики. Обоснована необходимость изменения парадигмы формирования программ цифровизации торговли и других отраслей экономики на основе интегративного рассмотрения глобальных инновационных трендов и их социально-экономических последствий. Предложена структура новой модели глобальных инновационных трендов и их социально-экономических последствий в торговле.
Показано, что стратегическая устойчивость предприятия, несмотря на ее значимость, является одной из наименее исследованных областей в управлении стратегическим развитием предприятий в эпоху цифровизации. Предложен принцип приоритета ориентации цифровых оценок стратегической устойчивости на настоящее время и спрогнозирована динамика будущих изменений параметрической устойчивости во внешней и внутренней среде предприятия. В отличие от существующих классификаций, «разрезающих» по видам функции и видам деятельности предприятия, изложена новая классификация научных подходов к изучению устойчивости компаний по критерию объективности результатов. Построена новая цифровая модель стратегической устойчивости, основанная на причинно-следственной модели ключевых критериев стратегической устойчивости, включающая 3 уровня (зоны) стратегической неустойчивости предприятия — от зоны возможностей восстановления устойчивости на основе собственных ресурсов, например, изменения стратегии, отказа от планируемого сценария, — до перехода в зону существенной или полной потери стратегической устойчивости с необходимостью привлечения внешних источников финансирования, слияния, в крайнем случае объявления банкротства. Приведен краткий алгоритм формирования итоговой интегральной цифровой оценки стратегической устойчивости предприятия на основе частных критериев и пороговых моделей, учитывающих зоны устойчивости.
Обсуждается развитие систем искусственного интеллекта в управлении. Рекомендуется осуществлять внедрение систем искусственного интеллекта на основе построения причинно-следственных и пороговых моделей, ориентированных на будущие, а не на прошлые динамические изменения.
В учебно-методическом пособии даны рекомендации для Минэкономразвития по дополнению Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N132 новым положением о необходимости проведения цифровых расчетов стратегической устойчивости предприятий на перспективы 3, 5 и 10 лет, а также рекомендации для Минобрнауки по стимулированию развития сферы научных исследований, касающихся оценки стратегической устойчивости предприятий в университетах и НИИ.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов математических и экономических специальностей ВУЗов, а также для специалистов в области прикладной математики, занимающихся вопросами управления и моделирования социально-экономических процессов.
Original languageRussian
Place of PublicationСанкт-Петербург
PublisherИздательство «ВВМ»
Number of pages84
ISBN (Print)978-5-9651-1300-2
Publication statusPublished - Mar 2020

Scopus subject areas

  • Business, Management and Accounting(all)
  • Mathematics(all)
  • Economics, Econometrics and Finance(all)
  • Computer Science(all)
  • Social Sciences(all)

Cite this