Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.)

Research output

Abstract

Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.
Original languageRussian
Article number5
Pages (from-to)82-106
Number of pages25
JournalGosudarstvo, Religiia, Tserkov' v Rossii i za Rubezhom
Issue number1 (36)
DOIs
Publication statusPublished - Jan 2018

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this

@article{a0951fcc597c475da0a27a90459f36bd,
title = "Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.)",
abstract = "Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.",
keywords = "Исламоведение; казанская миссионерская школа; академическая школа; конфессионализм; научная объективность",
author = "Маточкина, {Анна Игоревна} and Стецкевич, {Михаил Станиславович}",
year = "2018",
month = "1",
doi = "http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-10",
language = "русский",
pages = "82--106",
journal = "ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ",
issn = "2073-7203",
publisher = "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации",
number = "1 (36)",

}

TY - JOUR

T1 - Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.)

AU - Маточкина, Анна Игоревна

AU - Стецкевич, Михаил Станиславович

PY - 2018/1

Y1 - 2018/1

N2 - Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.

AB - Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.

KW - Исламоведение; казанская миссионерская школа; академическая школа; конфессионализм; научная объективность

U2 - http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-10

DO - http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-10

M3 - статья

SP - 82

EP - 106

JO - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

JF - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

SN - 2073-7203

IS - 1 (36)

M1 - 5

ER -