Средневековая поэзия в литературной критике Томаса Грея (к 300-летию со дня рождения поэта)

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingArticle in an anthologyResearchpeer-review

Abstract

Цель статьи состоит в том, чтобы представить новый подход к пониманию английской средневековой поэзии, предложенный Томасом Греем в 1750-1760 гг. Скрупулезный анализ сочинений Чосера и Лидгейта прослеживается в работах Грея «Исследования английского стихотворного метра», «Заметки о сочинениях Джона Лидгейта», в письмах, в «Дневнике для заметок». В последнем Грей обнаруживает то же понимание высокой художественной ценности средневековой поэзии, что и Томас Уортон. Изыскания Грея средневековой поэзии, в особенности стихов Чосера и Лидгейта, свидетельствуют о значительном вкладе поэта-исследователя в литературную критику, что стало возможным благодаря его глубоким знаниям средневекового языка и стихотворных размеров. В «Исследованиях английского стихотворного метра» Грей отмечает, что большинство критиков (Д. Патнем, Д. Драйден) не понимали правила версификации, как и то, что многие несоответствия в использовании стихотворных размеров в произведениях эпохи Средневековья объясняются небрежностью переписчиков рукописей. Новаторские выводы Грея по средневековой поэзии на многие десятилетия опередили результаты анализа исследователей, в частности, чосероведов XX века.

The aim of the article is to present a new approach to English medieval literature revealed by Thomas Gray in the 1750-60-s. His discerning criticism of Chaucer’s and Lydgate’s works emerges in his «Observations on English Metre», «Some Remarks on the Poems of John Lydgate», letters, and his Commonplace book. In the latter Gray employed a similar approach as Thomas Warton in his recognition of high artistic value of medieval poetry. Gray’s study of medieval poetry, especially of Chaucer and Lydgate has become a lasting contribution to literary criticism as he got a deeper knowledge of the language and metre of the medieval poets than his contemporaries and predecessors. In his research on metre Gray points out that most critics (G. Puttenham, J. Dryden) didn’t understand Chaucer’s principles of versification and failed to realise that many inequalities in the metre were owing to the neglect of transcribers. Gray’s conclusions on medieval poetry are practically the same as those of the Chaucerians of the XXth century.
Original languageRussian
Title of host publicationМировая литература на перекрестье культур и цивилизаций
Subtitle of host publicationМировая литература
EditorsСергей Курьянов
Place of PublicationСимферополь
PublisherКрымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Pages4-14
Number of pages11
Volume№ 4 (16)
EditionНаучный филологический рецензируемый журнал
ISBN (Print)2412-5806
StatePublished - 2016

Cite this