Социокультурные факторы эскалации насилия в российской школе

Research output

1 Citation (Scopus)
1 Downloads (Pure)

Abstract

Опасными тенденциями современной России являются соци­альное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уяз­вимы оказываются дети, их социализа­ция происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравствен­ных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в  кризисе: финан­совые затруднения и  непрекращаю­щиеся реформы учебного процесса,
ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения пре­стижности профессии учителя),— по­ставили школу в условия выживания,
в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся ре­
зультаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциала
насилия в типичных российских сред­них школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: наси­лие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психо­активных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику раз­
решения внутришкольных конфликтов,сети социальных контактов и связей
между всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.
Original languageRussian
Pages (from-to)185-192
Number of pages8
JournalMonitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny
Volume132
Issue number2
DOIs
Publication statusPublished - 2016

Cite this

@article{a671fee048b441418bbdf25d4edf42bb,
title = "Социокультурные факторы эскалации насилия в российской школе",
abstract = "Опасными тенденциями современной России являются соци­альное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уяз­вимы оказываются дети, их социализа­ция происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравствен­ных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в  кризисе: финан­совые затруднения и  непрекращаю­щиеся реформы учебного процесса,ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения пре­стижности профессии учителя),— по­ставили школу в условия выживания,в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся ре­зультаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциаланасилия в типичных российских сред­них школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: наси­лие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психо­активных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику раз­решения внутришкольных конфликтов,сети социальных контактов и связеймежду всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.",
keywords = "насилие, агрессия, жертва насилия, аномия, социализа­ ция, социальный контроль, школа, се­ мья, социальное окружение, средства массовой коммуникации",
author = "Сизова, {Ирина Леонидовна}",
year = "2016",
doi = "10.14515/monitoring.2016.2.11",
language = "русский",
volume = "132",
pages = "185--192",
journal = "МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ",
issn = "2219-5467",
publisher = "Russian Public Opinion Research Center, VCIOM",
number = "2",

}

TY - JOUR

T1 - Социокультурные факторы эскалации насилия в российской школе

AU - Сизова, Ирина Леонидовна

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - Опасными тенденциями современной России являются соци­альное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уяз­вимы оказываются дети, их социализа­ция происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравствен­ных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в  кризисе: финан­совые затруднения и  непрекращаю­щиеся реформы учебного процесса,ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения пре­стижности профессии учителя),— по­ставили школу в условия выживания,в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся ре­зультаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциаланасилия в типичных российских сред­них школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: наси­лие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психо­активных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику раз­решения внутришкольных конфликтов,сети социальных контактов и связеймежду всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.

AB - Опасными тенденциями современной России являются соци­альное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уяз­вимы оказываются дети, их социализа­ция происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравствен­ных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в  кризисе: финан­совые затруднения и  непрекращаю­щиеся реформы учебного процесса,ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения пре­стижности профессии учителя),— по­ставили школу в условия выживания,в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся ре­зультаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциаланасилия в типичных российских сред­них школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: наси­лие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психо­активных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику раз­решения внутришкольных конфликтов,сети социальных контактов и связеймежду всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.

KW - насилие, агрессия, жертва насилия, аномия, социализа­ ция, социальный контроль, школа, се­ мья, социальное окружение, средства массовой коммуникации

U2 - 10.14515/monitoring.2016.2.11

DO - 10.14515/monitoring.2016.2.11

M3 - статья

VL - 132

SP - 185

EP - 192

JO - МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

JF - МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

SN - 2219-5467

IS - 2

ER -