Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы

Research output

Abstract

В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочий
по реализации ФЗ‑442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуют
с остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформирования
социального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ‑442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, а также ближайшие перспективы в его развитии. Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.

Cite this

@article{9ee07e4b3cdf435b9b82c847e82d2f5a,
title = "Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы",
abstract = "В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочийпо реализации ФЗ‑442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуютс остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформированиясоциального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ‑442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, а также ближайшие перспективы в его развитии. Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.",
keywords = "ФЗ № 442, ре‑ формы, социальное обслуживание пожилых, потребитель, государствен‑ но-частное партнерство, перспективы",
author = "Григорьева, {Ирина Андреевна} and Сизова, {Ирина Леонидовна} and Москвина, {Анастасия Юрьевна}",
note = "Григорьева И. А., Сизова И. Л., Москвина А. Ю. Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 153—172. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.08",
year = "2019",
month = "9",
day = "6",
doi = "10.14515/monitoring.2019.4.08",
language = "русский",
pages = "153--172",
journal = "МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ",
issn = "2219-5467",
publisher = "Russian Public Opinion Research Center, VCIOM",
number = "4",

}

TY - JOUR

T1 - Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы

AU - Григорьева, Ирина Андреевна

AU - Сизова, Ирина Леонидовна

AU - Москвина, Анастасия Юрьевна

N1 - Григорьева И. А., Сизова И. Л., Москвина А. Ю. Социальное обслуживание пожилых: реализация Федерального закона № 442 и дальнейшие перспективы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 153—172. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.08

PY - 2019/9/6

Y1 - 2019/9/6

N2 - В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочийпо реализации ФЗ‑442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуютс остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформированиясоциального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ‑442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, а также ближайшие перспективы в его развитии. Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.

AB - В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочийпо реализации ФЗ‑442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуютс остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформированиясоциального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ‑442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, а также ближайшие перспективы в его развитии. Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.

KW - ФЗ № 442, ре‑ формы, социальное обслуживание пожилых, потребитель, государствен‑ но-частное партнерство, перспективы

UR - https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/700

U2 - 10.14515/monitoring.2019.4.08

DO - 10.14515/monitoring.2019.4.08

M3 - статья

SP - 153

EP - 172

JO - МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

JF - МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

SN - 2219-5467

IS - 4

ER -