Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса

Егор Васильевич Скалецкий, Галина Викторовна Широкова, Елена Борисовна Гаффорова

Research output

Abstract

Экономический кризис значительно влияет на рыночную ситуацию, негативно сказываясь на платежеспособном спросе, что заставляет фирмы адаптировать стратегии для соответствия внешней среде. Цель данной статьи теоретическая и эмпирическая оценка связи между конкурентными стратегиями российских фирм малого и среднего бизнеса и результатами их деятельности в условиях экономического кризиса. Сбор данных для тестирования гипотез исследования проводился посредством опроса руководителей частных российских фирм в 2015-2016 гг. Данные опроса были дополнены показателями бухгалтерской отчетности, экспортированными из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В финальную выборку вошли 456 фирм, представляющих все федеральные округа страны. Проведенный регрессионный анализ продемонстрировал противоречивые результаты. Прямые эффекты отдельных типов стратегий оказались незначимыми, тогда как комбинации стратегий инновационной дифференциации с маркетинговой дифференциацией, а также маркетинговой дифференциации с лидерством по издержкам положительно связаны с результатами деятельности фирм. В то же время комбинация лидерства по издержкам с инновационной дифференциацией отрицательно сказывается на результатах деятельности фирм. Выявленный характер связи между комбинациями конкурентных стратегий и результатами деятельности фирм может быть использован управленцами для адаптации стратегий компаний к условиям экономического кризиса. Основная ценность исследования состоит в контекстуализации концепции общих конкурентных стратегий для рынка в условиях экономического кризиса. Выводы данного исследования также вносят вклад в продолжающуюся дискуссию сторонников и противников комбинирования конкурентных стратегий. Вместе с тем авторы отмечают важность лонгитюдных исследований результативности конкурентных стратегий в качестве перспективного направления для дальнейшего анализа.
Original languageRussian
Pages (from-to)204-230
Number of pages27
JournalВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 8: МЕНЕДЖМЕНТ
Volume17
Issue number2
Publication statusPublished - 2018

Cite this

@article{1629fe4116054da2b257f318cc8c8e71,
title = "Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса",
abstract = "Экономический кризис значительно влияет на рыночную ситуацию, негативно сказываясь на платежеспособном спросе, что заставляет фирмы адаптировать стратегии для соответствия внешней среде. Цель данной статьи теоретическая и эмпирическая оценка связи между конкурентными стратегиями российских фирм малого и среднего бизнеса и результатами их деятельности в условиях экономического кризиса. Сбор данных для тестирования гипотез исследования проводился посредством опроса руководителей частных российских фирм в 2015-2016 гг. Данные опроса были дополнены показателями бухгалтерской отчетности, экспортированными из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В финальную выборку вошли 456 фирм, представляющих все федеральные округа страны. Проведенный регрессионный анализ продемонстрировал противоречивые результаты. Прямые эффекты отдельных типов стратегий оказались незначимыми, тогда как комбинации стратегий инновационной дифференциации с маркетинговой дифференциацией, а также маркетинговой дифференциации с лидерством по издержкам положительно связаны с результатами деятельности фирм. В то же время комбинация лидерства по издержкам с инновационной дифференциацией отрицательно сказывается на результатах деятельности фирм. Выявленный характер связи между комбинациями конкурентных стратегий и результатами деятельности фирм может быть использован управленцами для адаптации стратегий компаний к условиям экономического кризиса. Основная ценность исследования состоит в контекстуализации концепции общих конкурентных стратегий для рынка в условиях экономического кризиса. Выводы данного исследования также вносят вклад в продолжающуюся дискуссию сторонников и противников комбинирования конкурентных стратегий. Вместе с тем авторы отмечают важность лонгитюдных исследований результативности конкурентных стратегий в качестве перспективного направления для дальнейшего анализа.",
keywords = "фирмы малого и среднего бизнеса, результаты деятельности фирмы, конкурентные стратегии, экономический кризис, Россия, РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ",
author = "Скалецкий, {Егор Васильевич} and Широкова, {Галина Викторовна} and Гаффорова, {Елена Борисовна}",
note = "Скалецкий, Е. В. Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса / Е. В. Скалецкий, Г. В. Широкова, Е. Б. Гаффорова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2018. - Т. 17, № 2. - С. 204-230.",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "17",
pages = "204--230",
journal = "ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕНЕДЖМЕНТ",
issn = "1605-7953",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

TY - JOUR

T1 - Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса

AU - Скалецкий, Егор Васильевич

AU - Широкова, Галина Викторовна

AU - Гаффорова, Елена Борисовна

N1 - Скалецкий, Е. В. Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса / Е. В. Скалецкий, Г. В. Широкова, Е. Б. Гаффорова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2018. - Т. 17, № 2. - С. 204-230.

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Экономический кризис значительно влияет на рыночную ситуацию, негативно сказываясь на платежеспособном спросе, что заставляет фирмы адаптировать стратегии для соответствия внешней среде. Цель данной статьи теоретическая и эмпирическая оценка связи между конкурентными стратегиями российских фирм малого и среднего бизнеса и результатами их деятельности в условиях экономического кризиса. Сбор данных для тестирования гипотез исследования проводился посредством опроса руководителей частных российских фирм в 2015-2016 гг. Данные опроса были дополнены показателями бухгалтерской отчетности, экспортированными из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В финальную выборку вошли 456 фирм, представляющих все федеральные округа страны. Проведенный регрессионный анализ продемонстрировал противоречивые результаты. Прямые эффекты отдельных типов стратегий оказались незначимыми, тогда как комбинации стратегий инновационной дифференциации с маркетинговой дифференциацией, а также маркетинговой дифференциации с лидерством по издержкам положительно связаны с результатами деятельности фирм. В то же время комбинация лидерства по издержкам с инновационной дифференциацией отрицательно сказывается на результатах деятельности фирм. Выявленный характер связи между комбинациями конкурентных стратегий и результатами деятельности фирм может быть использован управленцами для адаптации стратегий компаний к условиям экономического кризиса. Основная ценность исследования состоит в контекстуализации концепции общих конкурентных стратегий для рынка в условиях экономического кризиса. Выводы данного исследования также вносят вклад в продолжающуюся дискуссию сторонников и противников комбинирования конкурентных стратегий. Вместе с тем авторы отмечают важность лонгитюдных исследований результативности конкурентных стратегий в качестве перспективного направления для дальнейшего анализа.

AB - Экономический кризис значительно влияет на рыночную ситуацию, негативно сказываясь на платежеспособном спросе, что заставляет фирмы адаптировать стратегии для соответствия внешней среде. Цель данной статьи теоретическая и эмпирическая оценка связи между конкурентными стратегиями российских фирм малого и среднего бизнеса и результатами их деятельности в условиях экономического кризиса. Сбор данных для тестирования гипотез исследования проводился посредством опроса руководителей частных российских фирм в 2015-2016 гг. Данные опроса были дополнены показателями бухгалтерской отчетности, экспортированными из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В финальную выборку вошли 456 фирм, представляющих все федеральные округа страны. Проведенный регрессионный анализ продемонстрировал противоречивые результаты. Прямые эффекты отдельных типов стратегий оказались незначимыми, тогда как комбинации стратегий инновационной дифференциации с маркетинговой дифференциацией, а также маркетинговой дифференциации с лидерством по издержкам положительно связаны с результатами деятельности фирм. В то же время комбинация лидерства по издержкам с инновационной дифференциацией отрицательно сказывается на результатах деятельности фирм. Выявленный характер связи между комбинациями конкурентных стратегий и результатами деятельности фирм может быть использован управленцами для адаптации стратегий компаний к условиям экономического кризиса. Основная ценность исследования состоит в контекстуализации концепции общих конкурентных стратегий для рынка в условиях экономического кризиса. Выводы данного исследования также вносят вклад в продолжающуюся дискуссию сторонников и противников комбинирования конкурентных стратегий. Вместе с тем авторы отмечают важность лонгитюдных исследований результативности конкурентных стратегий в качестве перспективного направления для дальнейшего анализа.

KW - фирмы малого и среднего бизнеса

KW - результаты деятельности фирмы

KW - конкурентные стратегии

KW - экономический кризис

KW - Россия

KW - РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=35322804

M3 - статья

VL - 17

SP - 204

EP - 230

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕНЕДЖМЕНТ

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕНЕДЖМЕНТ

SN - 1605-7953

IS - 2

ER -