Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса

Егор Васильевич Скалецкий, Галина Викторовна Широкова, Елена Борисовна Гаффорова

Research output

Abstract

Экономический кризис значительно влияет на рыночную ситуацию, негативно сказываясь на платежеспособном спросе, что заставляет фирмы адаптировать стратегии для соответствия внешней среде. Цель данной статьи теоретическая и эмпирическая оценка связи между конкурентными стратегиями российских фирм малого и среднего бизнеса и результатами их деятельности в условиях экономического кризиса. Сбор данных для тестирования гипотез исследования проводился посредством опроса руководителей частных российских фирм в 2015-2016 гг. Данные опроса были дополнены показателями бухгалтерской отчетности, экспортированными из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В финальную выборку вошли 456 фирм, представляющих все федеральные округа страны. Проведенный регрессионный анализ продемонстрировал противоречивые результаты. Прямые эффекты отдельных типов стратегий оказались незначимыми, тогда как комбинации стратегий инновационной дифференциации с маркетинговой дифференциацией, а также маркетинговой дифференциации с лидерством по издержкам положительно связаны с результатами деятельности фирм. В то же время комбинация лидерства по издержкам с инновационной дифференциацией отрицательно сказывается на результатах деятельности фирм. Выявленный характер связи между комбинациями конкурентных стратегий и результатами деятельности фирм может быть использован управленцами для адаптации стратегий компаний к условиям экономического кризиса. Основная ценность исследования состоит в контекстуализации концепции общих конкурентных стратегий для рынка в условиях экономического кризиса. Выводы данного исследования также вносят вклад в продолжающуюся дискуссию сторонников и противников комбинирования конкурентных стратегий. Вместе с тем авторы отмечают важность лонгитюдных исследований результативности конкурентных стратегий в качестве перспективного направления для дальнейшего анализа.
Original languageRussian
Pages (from-to)204-230
Number of pages27
JournalВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 8: МЕНЕДЖМЕНТ
Volume17
Issue number2
Publication statusPublished - 2018

Cite this