Abstract
Карл Маркс определил социальную функцию религии как опиум на-
рода. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для
народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя граж-
данскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные
ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакраль-
ного. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного раз-
вития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капита-
лизм. Основной закон первого — возрастание мощи государства, второго — полу-
чение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена
К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме
государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкури-
рует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося
утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из
форм проявления логики государственного капитализма является организация
зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма:
создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо поли-
тических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют
собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу».
Целью
статьи является концептуализация категории общества зрелищ как над-
стройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универ-
сального процесса в условиях России.
рода. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для
народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя граж-
данскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные
ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакраль-
ного. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного раз-
вития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капита-
лизм. Основной закон первого — возрастание мощи государства, второго — полу-
чение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена
К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме
государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкури-
рует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося
утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из
форм проявления логики государственного капитализма является организация
зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма:
создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо поли-
тических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют
собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу».
Целью
статьи является концептуализация категории общества зрелищ как над-
стройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универ-
сального процесса в условиях России.
Original language | Russian |
---|---|
Pages (from-to) | 164-182 |
Number of pages | 18 |
Journal | ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ |
Volume | XXI |
Issue number | 5 |
Publication status | Published - 2018 |
Scopus subject areas
- Social Sciences(all)