“Портрет Елизаветы Петровны” Г.Г. фон Преннера (1754 г., ГТГ) и европейская традиция портрета в цветочном обрамлении

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingConference contributionpeer-review

Abstract

В докладе рассмотрен европейский контекст, необходимый для понимания портрета императрицы Елизаветы Петровны в цветочной раме (1754, ГТГ) кисти Г.Г. Преннера. До сих пор в качестве параллелей указывались лишь изображения во флоральном обрамлении Мадонны. В докладе представлен обзор светских портретов в живописных цветочных рамах, начиная с "Портрета эрцгерцога Фердинанда II" (ок. 1575, Музей истории искусства, Вена), одного из самых ранних примеров подобных изображений, с акцентом на портреты вт. пол.XVII-нач.XVIII века, особенно представителей венценосных фамилий. Мастера-портретисты обычно создавали их в содружестве с голландскими или фламандскими художниками, исполнявшими цветочную раму (Адриан ван дер Спельт, Ян Дэвидс де Хем, Оттомар Эллигер Старший, Гаспар Петер Вербрюгген Младший, Даниель Сегерс, Йорис ван Зон и др.). Рассмотрены примеры из французского искусства к. XVII в., в том числе особый тип портрета в портрете, который будто бы окружен гирляндой из живых цветов, поддерживаемой вспомогательным персонажем. Особое внимание уделено Венской галерее императора Карла VI в Сталлбурге, имевшей целую залу с картинами в цветочных обрамлениях, в том числе портретами, которая могла быть известна Преннеру
Original languageRussian
Title of host publicationАктуальные проблемы теории и истории искусства–2018
Subtitle of host publicationТезисы докладов VIII Международной конференции
Pages463-467
Number of pages14
StatePublished - Oct 2018

Cite this