Понятие социального конфликта Н. Лумана: к расширению исследований коммуникативного поля

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

6 Downloads (Pure)

Abstract

Теория социального конфликта немецкого социолога Никласа Лумана (1927–1998) является недооцененной по сравнению со вкладом в изучение конфликтов К. Маркса, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Л. Крисберга, Р. Коллинза. Оригинальное понятие социального конфликта Н. Лумана входит в основы его коммуникативной теории социальных систем и разработано с учетом методологического подхода социального конструктивизма в анализе общественной реальности. Раскрывается связь этого понятия с понятием противоречия и доказывается, что понимание конфликта как прокоммуницированного противоречия является перспективным для социологических исследований, так как позволяет отграничить смысловое содержание конфликтов в социальных системах от психологических и других его социальных контекстов. Эвристическое значение этого понятия исследуется в сравнении с подходами к изучению феномена конфликта в философской герменевтике, в формальной и математической логике, включая единую теорию конфликта В. А. Светлова, теорию динамики систем культуры П. А. Сорокина (1889–1968), а также функциональную теорию конфликта Р. Козера. Mетодологическое значение коммуникативного понимания социального конфликта Н. Лумана подтверждено в ходе анализа спора в теоретической социологии между П. А. Сорокиным и Т. Парсонсом по поводу авторства концептуального ядра общей теории социальных систем. Критически рассмотрены немногочисленные примеры восприятия понятия социального конфликта Н. Лумана в немецкой и российской социологии с учетом исследований протестных политических движений, использующих новые коммуникативные технологии сети Интернет. Делается вывод о том, что лумановское понятие социального конфликта предоставляет широкие эвристические возможности для исследования конфликта в социальных общностях разного уровня организации.
Original languageRussian
Pages (from-to)5-21
JournalКоммуникации. Медиа. Дизайн
Volume6
Issue number1
StatePublished - 15 Feb 2021

Cite this