“Pseudoscientists” Training: Pedology Courses and Courses for Educational Institutions Doctors in Petrograd (1919-1923)

Research output

Abstract

Вопросы лженауки в контексте истории советской науки, особенности государственного влияния на развитие в ее рамках тех или иных идей являются достаточно популярными среди исследователей. Такие восторжествовавшие в Советском Союзе антинаучные теории, как лысенковщина или «новое учение о языке» Н.Я. Марра, являются прекрасным примером катастрофических последствий идеологизации науки и ее полной зависимости от политических установок. Параллельно с торжеством антинаучных идей в советских условиях могли провозглашаться лженаучными направления, таковыми не являвшиеся. К ним, в частности, относится педология, наука о комплексном изучении детства, привлекавшая внимание ряда отечественных специалистов начиная с начала XX в., когда основывались различные центры, в которых практиковались педологические исследования. Периодом торжества педологии стало первое постреволюционное десятилетие, когда власти с готовностью откликались на различные научные инициативы, которые они считали полезными. Одним из следствий этого стала поддержка педологии, призванной помочь воспитанию нового социалистического человека. Однако с 1930-х гг. начинается ее активная критика, а после Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. она была объявлена лженаукой и запрещена. Настоящее исследование посвящено истории попыток организации в Петрограде двух центров подготовки педологов в первые годы после революции – Курсов для врачей учебно-воспитательных учреждений при Петроградском педологическом институте и Высших педологических курсов Психоневрологической академии. Данные центры до сих пор не становились предметом исторического исследования. Одновременно изучение особенностей их программ, целей и задач способно дополнить существующие представления о том, как сторонники педологии видели ее роль в воспитании ребенка и каким навыкам они считали необходимым обучить специалистов, работающих с детьми.
Original languageEnglish
Title of host publicationProceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018)
Pages470-473
Number of pages4
DOIs
Publication statusPublished - 2019

Cite this

Сидорчук, И. В. (2019). “Pseudoscientists” Training: Pedology Courses and Courses for Educational Institutions Doctors in Petrograd (1919-1923). In Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) (pp. 470-473) https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.95