Особенности структурно-смысловой организации цикла "Крохотки" А.И.Солженицына

Research output

Abstract

The author reveals the structural and semantic features of the cycle of "Мiniatures" by A. I. Solzhenitsyn. As a result of the analysis of the cycle of works carried out in line with the cognitive and communicative approach, the author comes to the conclusion that the genre "Tiny" has the following typical characteristics:
- three-part composition, including narrative, lyrical and philosophical components;
- the complex organization of the image of the author, which brings together an intermediary who carries the word of God to people, a representative of the collegial (Russian Orthodox) community and a narrator who is extremely close to the person of a real writer;
- multiple targeting: yourself (self-reflection), reader (teaching message), God (confession, prayer);
- a set of dominant tonalities: reverent (in relation to the divine), accusatory (in relation to the State power and manifestations of the low in man), teaching (in relation to the reader-interlocutor).
Typical genre features are the unifying basis of the cycle of "Мiniatures", but in the presence of a set of typical features each "Tiny" has a pronounced individual artistic character and has its own aesthetic value.
The cycle is divided into two parts, each of which ends with a prayer: a thanksgiving prayer for personal well-being on behalf of the author's I concludes the first part of the cycle; a prayer for the well-being of Russia on behalf of the author as part of the Russian Orthodox community concludes the second part of the cycle. At the same time, thematic and tonal coincidences of prayers with the works of each part of the cycle allow us to consider them not only as the final components, but also as links that bind the entire cycle of "Мiniatures" into a whole ring structural and semantic unity, which embodies the author's picture of the world.
Original languageRussian
Pages (from-to)57-69
Number of pages13
JournalИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Volume21
Issue number1 (184)
DOIs
Publication statusPublished - 2019

Fingerprint

Prayer
Reader
Well-being
Teaching
Aesthetic Value
Narrator
Tonal
Unity
Manifestation
Ring
Communicative Approach
Self-reflection
Coincidence
Intermediaries
Thanksgiving
Cognitive Approach
State Power
Tonality
Russia
Person

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this

@article{e29d2e3af9be424b974ab3da3d576154,
title = "Особенности структурно-смысловой организации цикла {"}Крохотки{"} А.И.Солженицына",
abstract = "Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.",
keywords = "the cycle of {"}Мiniatures{"}, structural and semantic organization, image of the author, the image of the addressee, tone",
author = "Хорохордина, {Ольга Витальевна}",
year = "2019",
doi = "10.15826/izv2.2019.21.1.005",
language = "русский",
volume = "21",
pages = "57--69",
journal = "ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского Федерального Университета",
number = "1 (184)",

}

TY - JOUR

T1 - Особенности структурно-смысловой организации цикла "Крохотки" А.И.Солженицына

AU - Хорохордина, Ольга Витальевна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.

AB - Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.

KW - the cycle of "Мiniatures", structural and semantic organization, image of the author, the image of the addressee, tone

U2 - 10.15826/izv2.2019.21.1.005

DO - 10.15826/izv2.2019.21.1.005

M3 - статья

VL - 21

SP - 57

EP - 69

JO - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

JF - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

SN - 2227-2283

IS - 1 (184)

ER -