TY - JOUR
T1 - «Одиссея» понятия мудрости в античной мысли и некоторые особенности библейских концепций премудрости
AU - Светлов, Роман Викторович
AU - Тантлевский, Игорь Романович
N1 - Funding Information:
*This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (project № 15‒18‒00062-П); Saint-Petersburg State University.
Publisher Copyright:
© 2020, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.
Copyright:
Copyright 2020 Elsevier B.V., All rights reserved.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Понятие мудрости в античной Элладе имело самую настоящую «Одиссею». Первоначально связанная с искусностью, мастерством, совершенством и эффективностью своего носителя, она постепенно начинает мыслиться через двойственность мудрости человеческой и божественной. Греческая философия - вопреки народным массам и «естественной религии» - приходит к выводу об удаленности богов, об их «возвышенности» и даже в каком-то смысле трансцендентности (Платон, Эпикур). «Интимные» отношения с богами/богом представлялись возможными лишь в исключительных случаях, подобных «казусу» Сократа. Да и в этом случае глас Божий оказывается созвучен гласу разума. Именно разум Высокая Античность и Античность эпохи эллинизма считает наилучшим инструментом дешифровки божественного промысла и устроения мира. Однако в дальнейшем «перфекционизм» и «научность» в понимании мудрости под влиянием Библейского нарратива начинает уступать пониманию мудрости как единства знаний «внешних» и «внутренних», морального вкуса и экзистенциального настроя. Во втором разделе статьи выявляются особенности библейского понятия и восприятия мудрости, ее доминант, рассматриваются пути обретения знания. Мудрость лежит в основе мироздания, которое творится Господом в соответствии с ней и через нее. Премудрость у Бога, но она нисходит и в мир земной, изначально являясь связующим звеном между Всевышним, мирозданием и человеком. Ее начало - в почитании Бога, выражающемся прежде всего в этических аспектах, стремлении к праведности и справедливости. Библейская мудрость, как правило, не умозрительна, а динамична - она обретается в ходе религиозно-социальной активности мудреца и реализуется по преимуществу тоже именно в ней. Осознавая уникальность конкретной личности, библейские мудрецы «соизмеряют» ее место в историческом процессе не только с «вещами» мира земного (как это делают, например, Протагор и Аристотель), но и с вечными сущностями мира вышнего. Используя коннотацию термина ʻôlām «вечность как мир», мудрец Экклесиаст (3:10-11) выражает идею об охвате разумом постигающего «мир» (hā-‛ōlām) субъекта всего сущего; с другой стороны, человек, познающий мироздание, имеет надежду на актуализацию «вложенной» Богом в его разум «вечности» (hā-‛ōlām) в ходе бесконечного процесса постижения постоянно изменяющегося мира.
AB - Понятие мудрости в античной Элладе имело самую настоящую «Одиссею». Первоначально связанная с искусностью, мастерством, совершенством и эффективностью своего носителя, она постепенно начинает мыслиться через двойственность мудрости человеческой и божественной. Греческая философия - вопреки народным массам и «естественной религии» - приходит к выводу об удаленности богов, об их «возвышенности» и даже в каком-то смысле трансцендентности (Платон, Эпикур). «Интимные» отношения с богами/богом представлялись возможными лишь в исключительных случаях, подобных «казусу» Сократа. Да и в этом случае глас Божий оказывается созвучен гласу разума. Именно разум Высокая Античность и Античность эпохи эллинизма считает наилучшим инструментом дешифровки божественного промысла и устроения мира. Однако в дальнейшем «перфекционизм» и «научность» в понимании мудрости под влиянием Библейского нарратива начинает уступать пониманию мудрости как единства знаний «внешних» и «внутренних», морального вкуса и экзистенциального настроя. Во втором разделе статьи выявляются особенности библейского понятия и восприятия мудрости, ее доминант, рассматриваются пути обретения знания. Мудрость лежит в основе мироздания, которое творится Господом в соответствии с ней и через нее. Премудрость у Бога, но она нисходит и в мир земной, изначально являясь связующим звеном между Всевышним, мирозданием и человеком. Ее начало - в почитании Бога, выражающемся прежде всего в этических аспектах, стремлении к праведности и справедливости. Библейская мудрость, как правило, не умозрительна, а динамична - она обретается в ходе религиозно-социальной активности мудреца и реализуется по преимуществу тоже именно в ней. Осознавая уникальность конкретной личности, библейские мудрецы «соизмеряют» ее место в историческом процессе не только с «вещами» мира земного (как это делают, например, Протагор и Аристотель), но и с вечными сущностями мира вышнего. Используя коннотацию термина ʻôlām «вечность как мир», мудрец Экклесиаст (3:10-11) выражает идею об охвате разумом постигающего «мир» (hā-‛ōlām) субъекта всего сущего; с другой стороны, человек, познающий мироздание, имеет надежду на актуализацию «вложенной» Богом в его разум «вечности» (hā-‛ōlām) в ходе бесконечного процесса постижения постоянно изменяющегося мира.
KW - МУДРОСТЬ В ПОНИМАНИИ АНТИЧНОСТИ
KW - МУДРОСТЬ В ПОНИМАНИИ АНТИЧНОСТИ, МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И БОЖЕСТВЕННАЯ
KW - МУДРОСТЬ В ПОНИМАНИИ АНТИЧНОСТИ, МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И БОЖЕСТВЕННАЯ, БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ МУДРОСТИ
KW - БИБЛЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРЕМУДРОСТИ
KW - МУДРОСТЬ И ЭТИКА
KW - ANCIENT INTERPRETATION OF WISDOM
KW - HUMAN AND DIVINE WISDOM
KW - ANCIENT UNDERSTANDING OF WISDOM
KW - BIBLICAL CONCEPT OF WISDOM
KW - BIBLICAL LITERATURE OF WISDOM
KW - WISDOM AND ETHICS
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85086649467&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.21146/0042-8744-2020-1-114-127
DO - 10.21146/0042-8744-2020-1-114-127
M3 - статья
AN - SCOPUS:85086649467
VL - 2020
SP - 114
EP - 127
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 1
ER -