Мео Харианы и Раджастхана (Мевата) – исламизированные индусы или индуизированные мусульмане?

Research output

Abstract

В статье рассматривается судьба мео Мевата. Меват - историческая область Индии, ныне включенная в состав штатов Раджастхан и Хариана. Мео - важная группа населения Мевата, имеющие признаки племенной группы и касты - эндогамной профессиональной группы. Мео номинально исповедует ислам, но до недавнего времени многие ее представители хранили и часть индусского культурного наследия - считали себя потомками индусских героев, воспетых в эпической поэме «Махабхарата», поклонялись деревьям и колодцам, многие носили индусские имена в сочетании с титулом «Хан» (например, Рао Амрит Хан). В деревнях, где они составляли большинство землевладельцев и владели большей частью земли, т. е. политически и экономически доминировали, мео выступали как патроны и должны были покровительствовать членам других групп, преимущественно индусам и их святыням. Доминирующее положение мео в местной системе обмена услуг и товаров предполагает сохранение ряда действий, связанных с функционированием индусской кастовой системы. Как патроны (джаджманы) мео принимали результат трудов и услуг своих слуг-клиентов (каминов) в обмен на часть урожая со своих полей. Выход из системы невыгоден мео. Ведь эгалитаристские лозунги ислама, оказавшиеся востребованными беднейшей частью населения индийских деревень, здесь бы работали против мео. Мусульмане вообще - беднейшая часть жителей индийской деревни,и подчеркивать принадлежность к исламу в деревнях со смешанным населением - значит терять свой высокий социальный статус земледельца и землевладельца. Это насторожило представителей мусульманских миссий, которые особенно активны именно в Мевате. В Мевате зародилось одно из самых активных в мире прозелитических мусульманских движений «Таблиги джамаат». Усилиями активистов этого движения мео сейчас «больше» мусульмане, чем прежде, но историческую память о своем индусском прошлом они с гордостью хранят.
Original languageRussian
Article number1
Pages (from-to)46-54
Number of pages8
JournalТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Volume1
Issue number1
Publication statusPublished - 2015

Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

Cite this