Между шуткой и хулиганством: кампания по борьбе с «семеновщиной» на заводах Ленинграда в 1928 г.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Статья посвящена рассмотрению причин и хода кампании 1920-х гг. по борьбе с хулиганством, названной в честь рабочего ленинградского завода «Электросила» Алексея Семенова. Его неудачная шутка привела к трагической гибели другого рабочего завода и стала поводом для наступления на различного рода мелкое хулиганство, являвшееся традиционной формой девиантного досуга на предприятиях. Данная тема не становилась объектом специального исторического исследования. Реконструкция событий и описание особенностей начатой после трагедии пропагандистской кампании способны существенно дополнить представления о масштабах и видах хулиганства в 1920-е гг., а также разобраться в причинах его распространения в рабочей среде. Исследование поведения проводилось на основе методологии «новой культурной истории», включающей в себя историю досуга. Также были использованы методы исторической антропологии, в т.ч. истории повседневности, в центре внимания которой находятся повседневные дискурсы и практики. В результате исследования был подтвержден вывод ряда исследователей о том, что одной из целей борьбы с хулиганством была политизация этого вида преступления. Задачей борьбы с «семеновщиной» также было стремление сломать дореволюционные традиции заводской культуры, частью которой являлись «шутки», и остановить вовлечение в нее рабочей молодежи. Кампания не получила значительной поддержки ввиду наличия более серьезных в глазах власти проблем: прогулы, текучесть кадров, пьянство, изменение политики в отношении спецов и пр. В связи с этим она не достигла своих целей, и различные виды хулиганства оставались распространенной формой досуга советских рабочих.
Original languageRussian
Pages (from-to)145-154
Number of pages10
JournalИсторический журнал: научные исследования
Issue number4
DOIs
StatePublished - 2018

Cite this