Ленинградская мозаика советской социологии

Владимир Вячеславович Козловский, Руслан Геннадьевич Браславский

Research outputpeer-review

Abstract

Статья посвящена прояснению фактического положения и роли социологических школ в советский период, в частности, фиксируемой в российском социологическом сообществе Ленинградской социологической школы. Ее представители внесли значимую лепту в развитие советской социологии. Вопрос о «ленинградской» социологической школе позволяет проблематизировать исследовательскую ситуацию в использовании подходов к реконструкции и объяснению истории социологии в России, а также в трактовке процесса становления и развития российской социологии. Картина становления и развития советской социологии весьма противоречива. Имеющаяся литература дает совершенно разные истолкования советской социологии. В Ленинграде сформировался ряд социологических школ: ленинградская школа эмпирических исследований труда и производства (А. Г. Здравомыслов, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов), ленинградская школа социологии науки (С. А. Кугель, И. А. Майзель, М. Г. Лазар, И. И. Лейман), ленинградская школа истории социологии(Б. А. Чагин, И. А. Голосенко, А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров), ленинградская школа социологии молодежи (В. А. Лисовский, С. Н. Иконникова), ленинградская группа изучения СМИ (Б. М. Фирсов), ленинградская школа социологии семьи и сексуальности (И. С. Кон, С. И. Голод), ленинградская школа социальных исследований города (М. Н. Межевич, И. И. Сигов), ленинградская школа социального развития и планирования предприятий и регионов (В. Я. Ельмеев, Б. Р. Рященко, Е. П. Юдин). Возрождение социологии в советском обществе 1950-х гг. было обусловлено рядом внешних и внутренних факторов. Внешними по отношению к общественным наукам или обществознанию выступали экономические, социальные и политические императивы поздне- и послесталинского периодов. Внутренними факторами стали уровень образования населения, идеология, рост профессиональной квалификации, достижения науки, массовая культура, СМИ. Вторая половина ХХ века после почти тридцатилетнего перерыва с начала 1920-х гг. ознаменовалась созданием социологии в новом виде.
Original languageRussian
Pages (from-to)61-82
JournalРоссия реформирующаяся
Volume17
DOIs
Publication statusPublished - 2019

Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

Cite this