Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование

Research output

Abstract

Представлен анализ концепции коммуникативного капитализма Дж. Дин: ее генезиса, рецепции, основных направлений развития, места в парадигме гуманитарного знания на пересечении социологии, политологии и медиатеории. Рассматриваются базовые положения концепции и ее проблематика: дано определение «коммуникативного капитализма», приведены его ключевые характеристики и основные концепты («фантазии», коммуникативная эксплуатация), обозначены теоретико-методологические предпосылки формирования. Анализируется рецепция теории Дин в зарубежных и отечественных исследованиях, в том числе ее критика в специализированных изданиях и научных работах. Делается попытка определить место «коммуникативного капитализма» как в контексте критических и постмарксистских теорий (приводятся основные подходы к такому позиционированию), так и в более широком контексте социологических, политологических и медиаисследований. Во втором случае на базе различных метатеоретических подходов составлена матрица проблематик, определяющих инструментарий социологических и политических теорий медиа в «цифровую эпоху»: с одной стороны матрицы помещен уровень (микроуровень / макроуровень), с другой - ракурс (определяющим признается влияние или технологий, или практик). «Коммуникативный капитализм» использует инструменты для объяснения проблем всех четырех квадрантов матрицы и поэтому может быть назван интегральным критическим диджитализмом. Однако для дальнейшего развития концепции и проведения эмпирической верификации обозначенных Дин гипотез обосновывается необходимость ее фокусирования на одном из квадрантов. На наш взгляд, влияние институализированных практик на макроуровне определяет базовые отношения труда и капитала в изменившемся информационном пространстве.
Original languageRussian
JournalЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Volume21
Issue number1
DOIs
Publication statusPublished - May 2018

Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

Cite this

@article{8871ae1d11ec469ab8dcdf89f95b6c53,
title = "Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование",
abstract = "Представлен анализ концепции коммуникативного капитализма Дж. Дин: ее генезиса, рецепции, основных направлений развития, места в парадигме гуманитарного знания на пересечении социологии, политологии и медиатеории. Рассматриваются базовые положения концепции и ее проблематика: дано определение «коммуникативного капитализма», приведены его ключевые характеристики и основные концепты («фантазии», коммуникативная эксплуатация), обозначены теоретико-методологические предпосылки формирования. Анализируется рецепция теории Дин в зарубежных и отечественных исследованиях, в том числе ее критика в специализированных изданиях и научных работах. Делается попытка определить место «коммуникативного капитализма» как в контексте критических и постмарксистских теорий (приводятся основные подходы к такому позиционированию), так и в более широком контексте социологических, политологических и медиаисследований. Во втором случае на базе различных метатеоретических подходов составлена матрица проблематик, определяющих инструментарий социологических и политических теорий медиа в «цифровую эпоху»: с одной стороны матрицы помещен уровень (микроуровень / макроуровень), с другой - ракурс (определяющим признается влияние или технологий, или практик). «Коммуникативный капитализм» использует инструменты для объяснения проблем всех четырех квадрантов матрицы и поэтому может быть назван интегральным критическим диджитализмом. Однако для дальнейшего развития концепции и проведения эмпирической верификации обозначенных Дин гипотез обосновывается необходимость ее фокусирования на одном из квадрантов. На наш взгляд, влияние институализированных практик на макроуровне определяет базовые отношения труда и капитала в изменившемся информационном пространстве.",
keywords = "КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МЕДИА, SOCIAL MEDIA THEORY, КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА, CRITICAL THEORY OF SOCIETY, КОММУНИКАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ, COMMUNICATIVE CAPITALISM",
author = "Гавра, {Дмитрий Петрович} and Декалов, {Владислав Владимирович}",
year = "2018",
month = "5",
doi = "10.31119/jssa.2018.21.1.2",
language = "русский",
volume = "21",
journal = "ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ",
issn = "1029-8053",
publisher = "Интерсоцис",
number = "1",

}

TY - JOUR

T1 - Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование

AU - Гавра, Дмитрий Петрович

AU - Декалов, Владислав Владимирович

PY - 2018/5

Y1 - 2018/5

N2 - Представлен анализ концепции коммуникативного капитализма Дж. Дин: ее генезиса, рецепции, основных направлений развития, места в парадигме гуманитарного знания на пересечении социологии, политологии и медиатеории. Рассматриваются базовые положения концепции и ее проблематика: дано определение «коммуникативного капитализма», приведены его ключевые характеристики и основные концепты («фантазии», коммуникативная эксплуатация), обозначены теоретико-методологические предпосылки формирования. Анализируется рецепция теории Дин в зарубежных и отечественных исследованиях, в том числе ее критика в специализированных изданиях и научных работах. Делается попытка определить место «коммуникативного капитализма» как в контексте критических и постмарксистских теорий (приводятся основные подходы к такому позиционированию), так и в более широком контексте социологических, политологических и медиаисследований. Во втором случае на базе различных метатеоретических подходов составлена матрица проблематик, определяющих инструментарий социологических и политических теорий медиа в «цифровую эпоху»: с одной стороны матрицы помещен уровень (микроуровень / макроуровень), с другой - ракурс (определяющим признается влияние или технологий, или практик). «Коммуникативный капитализм» использует инструменты для объяснения проблем всех четырех квадрантов матрицы и поэтому может быть назван интегральным критическим диджитализмом. Однако для дальнейшего развития концепции и проведения эмпирической верификации обозначенных Дин гипотез обосновывается необходимость ее фокусирования на одном из квадрантов. На наш взгляд, влияние институализированных практик на макроуровне определяет базовые отношения труда и капитала в изменившемся информационном пространстве.

AB - Представлен анализ концепции коммуникативного капитализма Дж. Дин: ее генезиса, рецепции, основных направлений развития, места в парадигме гуманитарного знания на пересечении социологии, политологии и медиатеории. Рассматриваются базовые положения концепции и ее проблематика: дано определение «коммуникативного капитализма», приведены его ключевые характеристики и основные концепты («фантазии», коммуникативная эксплуатация), обозначены теоретико-методологические предпосылки формирования. Анализируется рецепция теории Дин в зарубежных и отечественных исследованиях, в том числе ее критика в специализированных изданиях и научных работах. Делается попытка определить место «коммуникативного капитализма» как в контексте критических и постмарксистских теорий (приводятся основные подходы к такому позиционированию), так и в более широком контексте социологических, политологических и медиаисследований. Во втором случае на базе различных метатеоретических подходов составлена матрица проблематик, определяющих инструментарий социологических и политических теорий медиа в «цифровую эпоху»: с одной стороны матрицы помещен уровень (микроуровень / макроуровень), с другой - ракурс (определяющим признается влияние или технологий, или практик). «Коммуникативный капитализм» использует инструменты для объяснения проблем всех четырех квадрантов матрицы и поэтому может быть назван интегральным критическим диджитализмом. Однако для дальнейшего развития концепции и проведения эмпирической верификации обозначенных Дин гипотез обосновывается необходимость ее фокусирования на одном из квадрантов. На наш взгляд, влияние институализированных практик на макроуровне определяет базовые отношения труда и капитала в изменившемся информационном пространстве.

KW - КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МЕДИА, SOCIAL MEDIA THEORY, КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА, CRITICAL THEORY OF SOCIETY, КОММУНИКАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ, COMMUNICATIVE CAPITALISM

U2 - 10.31119/jssa.2018.21.1.2

DO - 10.31119/jssa.2018.21.1.2

M3 - статья

VL - 21

JO - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

JF - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

SN - 1029-8053

IS - 1

ER -