Китайской поэзии первой половины «Середины Тан»

Марина Евгеньевна Кравцова

Research output

Abstract

«Середина Тан» (чжун Тан) — один из четырех периодов, на которые принято подразделять историю литературы, в первую очередь стихотворной поэзии (ши), эпохи (империи) Тан (618—907). Исходно возникшая применительно к сугубо литературным процессам, эта периодизация опирается на историко-политические события. Начало непосредственно чжун Тан связывается с масштабной гражданской рознью, известной как «Восстание Ань Лу-шаня» (755—763 гг.). Историко-политические коллизии оказали, естественно, огромное влияние на литературную жизнь страны, стимулируя в том числе развитие лирики гражданской направленности, что привело к возникновению особого идейно-тематического направления «Движение за новые юэфу» (Синь юэфу юньдун). Это движение и связанное с ним поэтическое творчество считаются высшим литературными достижением чжун Тан. Значительно меньшее внимание в китайском литературоведении вплоть до недавнего времени уделялось поэзии первой половины разбираемого периода. И она до сих пор продолжает оставаться для отечественного китаеведения малоизвестным эпизодом истории китайской поэзии. Между тем есть все основания полагать (таково единодушное мнение современных китайских ученых), что именно в рамках поэтического творчества первой половины чжун Тан, или, в новейшей терминологии, «поэзии годов (эры) Да-ли», шли процессы, определившие своеобразие дальнейшего развития китайской поэзии. В предлагаемой публикации, являющейся первым на русском языке опытом анализа «поэзии годов Да-ли», дается характеристика жизни и поэтического наследия поэтов из плеяды «Десять талантов годов Да-ли» (Да-ли ши цай цзы), разбирается антология «Цзи сюань цзи» («Собрание предельно сокровенного») Яо Хэ (ок. 775/781—ок. 847/855), где впервые был определен круг ведущих представителей поэзии первой половины чжун Тан и предлагается краткий очерк её изучения в китайском литературоведении на протяжении ХХ в. и начала нашего столетия.
Original languageRussian
Pages (from-to)150-174
Number of pages24
JournalAsiatica: труды по философии и культурам Востока
Volume12
Issue number2
Publication statusPublished - 2018

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this

@article{cb10c5bc53f340198674e90de53c95b0,
title = "Китайской поэзии первой половины «Середины Тан»",
abstract = "«Середина Тан» (чжун Тан) — один из четырех периодов, на которые принято подразделять историю литературы, в первую очередь стихотворной поэзии (ши), эпохи (империи) Тан (618—907). Исходно возникшая применительно к сугубо литературным процессам, эта периодизация опирается на историко-политические события. Начало непосредственно чжун Тан связывается с масштабной гражданской рознью, известной как «Восстание Ань Лу-шаня» (755—763 гг.). Историко-политические коллизии оказали, естественно, огромное влияние на литературную жизнь страны, стимулируя в том числе развитие лирики гражданской направленности, что привело к возникновению особого идейно-тематического направления «Движение за новые юэфу» (Синь юэфу юньдун). Это движение и связанное с ним поэтическое творчество считаются высшим литературными достижением чжун Тан. Значительно меньшее внимание в китайском литературоведении вплоть до недавнего времени уделялось поэзии первой половины разбираемого периода. И она до сих пор продолжает оставаться для отечественного китаеведения малоизвестным эпизодом истории китайской поэзии. Между тем есть все основания полагать (таково единодушное мнение современных китайских ученых), что именно в рамках поэтического творчества первой половины чжун Тан, или, в новейшей терминологии, «поэзии годов (эры) Да-ли», шли процессы, определившие своеобразие дальнейшего развития китайской поэзии. В предлагаемой публикации, являющейся первым на русском языке опытом анализа «поэзии годов Да-ли», дается характеристика жизни и поэтического наследия поэтов из плеяды «Десять талантов годов Да-ли» (Да-ли ши цай цзы), разбирается антология «Цзи сюань цзи» («Собрание предельно сокровенного») Яо Хэ (ок. 775/781—ок. 847/855), где впервые был определен круг ведущих представителей поэзии первой половины чжун Тан и предлагается краткий очерк её изучения в китайском литературоведении на протяжении ХХ в. и начала нашего столетия.",
keywords = "Китай, история поэзии, эпоха Тан, период Середина Тан, Десять талантов годов Да-ли, антология «Цзи сюань цзи», «поэзия годов Да-ли».",
author = "Кравцова, {Марина Евгеньевна}",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "150--174",
journal = "Asiatica: труды по философии и культурам Востока",
issn = "1819-446X",
publisher = "Санкт-Петербургское философское общество",
number = "2",

}

TY - JOUR

T1 - Китайской поэзии первой половины «Середины Тан»

AU - Кравцова, Марина Евгеньевна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - «Середина Тан» (чжун Тан) — один из четырех периодов, на которые принято подразделять историю литературы, в первую очередь стихотворной поэзии (ши), эпохи (империи) Тан (618—907). Исходно возникшая применительно к сугубо литературным процессам, эта периодизация опирается на историко-политические события. Начало непосредственно чжун Тан связывается с масштабной гражданской рознью, известной как «Восстание Ань Лу-шаня» (755—763 гг.). Историко-политические коллизии оказали, естественно, огромное влияние на литературную жизнь страны, стимулируя в том числе развитие лирики гражданской направленности, что привело к возникновению особого идейно-тематического направления «Движение за новые юэфу» (Синь юэфу юньдун). Это движение и связанное с ним поэтическое творчество считаются высшим литературными достижением чжун Тан. Значительно меньшее внимание в китайском литературоведении вплоть до недавнего времени уделялось поэзии первой половины разбираемого периода. И она до сих пор продолжает оставаться для отечественного китаеведения малоизвестным эпизодом истории китайской поэзии. Между тем есть все основания полагать (таково единодушное мнение современных китайских ученых), что именно в рамках поэтического творчества первой половины чжун Тан, или, в новейшей терминологии, «поэзии годов (эры) Да-ли», шли процессы, определившие своеобразие дальнейшего развития китайской поэзии. В предлагаемой публикации, являющейся первым на русском языке опытом анализа «поэзии годов Да-ли», дается характеристика жизни и поэтического наследия поэтов из плеяды «Десять талантов годов Да-ли» (Да-ли ши цай цзы), разбирается антология «Цзи сюань цзи» («Собрание предельно сокровенного») Яо Хэ (ок. 775/781—ок. 847/855), где впервые был определен круг ведущих представителей поэзии первой половины чжун Тан и предлагается краткий очерк её изучения в китайском литературоведении на протяжении ХХ в. и начала нашего столетия.

AB - «Середина Тан» (чжун Тан) — один из четырех периодов, на которые принято подразделять историю литературы, в первую очередь стихотворной поэзии (ши), эпохи (империи) Тан (618—907). Исходно возникшая применительно к сугубо литературным процессам, эта периодизация опирается на историко-политические события. Начало непосредственно чжун Тан связывается с масштабной гражданской рознью, известной как «Восстание Ань Лу-шаня» (755—763 гг.). Историко-политические коллизии оказали, естественно, огромное влияние на литературную жизнь страны, стимулируя в том числе развитие лирики гражданской направленности, что привело к возникновению особого идейно-тематического направления «Движение за новые юэфу» (Синь юэфу юньдун). Это движение и связанное с ним поэтическое творчество считаются высшим литературными достижением чжун Тан. Значительно меньшее внимание в китайском литературоведении вплоть до недавнего времени уделялось поэзии первой половины разбираемого периода. И она до сих пор продолжает оставаться для отечественного китаеведения малоизвестным эпизодом истории китайской поэзии. Между тем есть все основания полагать (таково единодушное мнение современных китайских ученых), что именно в рамках поэтического творчества первой половины чжун Тан, или, в новейшей терминологии, «поэзии годов (эры) Да-ли», шли процессы, определившие своеобразие дальнейшего развития китайской поэзии. В предлагаемой публикации, являющейся первым на русском языке опытом анализа «поэзии годов Да-ли», дается характеристика жизни и поэтического наследия поэтов из плеяды «Десять талантов годов Да-ли» (Да-ли ши цай цзы), разбирается антология «Цзи сюань цзи» («Собрание предельно сокровенного») Яо Хэ (ок. 775/781—ок. 847/855), где впервые был определен круг ведущих представителей поэзии первой половины чжун Тан и предлагается краткий очерк её изучения в китайском литературоведении на протяжении ХХ в. и начала нашего столетия.

KW - Китай, история поэзии, эпоха Тан, период Середина Тан, Десять талантов годов Да-ли, антология «Цзи сюань цзи», «поэзия годов Да-ли».

M3 - статья

VL - 12

SP - 150

EP - 174

JO - Asiatica: труды по философии и культурам Востока

JF - Asiatica: труды по философии и культурам Востока

SN - 1819-446X

IS - 2

ER -