ИМПЕРИЯ И КРЕСТ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Cross and empire in the Byzantine hymnography

Research output

Abstract

Имперской идее и образу императора в византийской традиции посвящено много литература, однако в области исследования гимнографии существует определенный пробел, который данная статья призвана отчасти заполнить. В ней рассматривается ряд гимнографических текстов и, в частности, неопубликованная служба императору Константину Великому (рукопись XII в. Parisinus Graecus 1566). Эта служба содержит ряд необычных моментов: так, не св. императрица Елена обретает Крестное Древо, а св. император Константин, видение Креста является ему не перед битвой с Максенцием, а перед сражением с варварами. Автор приходит к следующим выводам. Крест являлся знамением новой христианской политии, призванной быть в известном смысле прообразом Царства Небесного, в гимнографических текстах, посвященных Кресту, можно обнаружить тему «имперского хилиазма». Крест становится победным знамением, символом победы империи над варварством и язычеством. Символика Креста связана, с одной стороны, с «оружием мира», с другой стороны - с инсигниями вл
Original languageRussian
Pages (from-to)204-212
JournalВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ
Issue number2
Publication statusPublished - 2009

Cite this

@article{2158452104384bf1b8b875d011191b12,
title = "ИМПЕРИЯ И КРЕСТ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Cross and empire in the Byzantine hymnography",
abstract = "Имперской идее и образу императора в византийской традиции посвящено много литература, однако в области исследования гимнографии существует определенный пробел, который данная статья призвана отчасти заполнить. В ней рассматривается ряд гимнографических текстов и, в частности, неопубликованная служба императору Константину Великому (рукопись XII в. Parisinus Graecus 1566). Эта служба содержит ряд необычных моментов: так, не св. императрица Елена обретает Крестное Древо, а св. император Константин, видение Креста является ему не перед битвой с Максенцием, а перед сражением с варварами. Автор приходит к следующим выводам. Крест являлся знамением новой христианской политии, призванной быть в известном смысле прообразом Царства Небесного, в гимнографических текстах, посвященных Кресту, можно обнаружить тему «имперского хилиазма». Крест становится победным знамением, символом победы империи над варварством и язычеством. Символика Креста связана, с одной стороны, с «оружием мира», с другой стороны - с инсигниями вл",
author = "Василик, {Владимир Владимирович}",
year = "2009",
language = "русский",
pages = "204--212",
journal = "ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ",
issn = "1812-9323",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

TY - JOUR

T1 - ИМПЕРИЯ И КРЕСТ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Cross and empire in the Byzantine hymnography

AU - Василик, Владимир Владимирович

PY - 2009

Y1 - 2009

N2 - Имперской идее и образу императора в византийской традиции посвящено много литература, однако в области исследования гимнографии существует определенный пробел, который данная статья призвана отчасти заполнить. В ней рассматривается ряд гимнографических текстов и, в частности, неопубликованная служба императору Константину Великому (рукопись XII в. Parisinus Graecus 1566). Эта служба содержит ряд необычных моментов: так, не св. императрица Елена обретает Крестное Древо, а св. император Константин, видение Креста является ему не перед битвой с Максенцием, а перед сражением с варварами. Автор приходит к следующим выводам. Крест являлся знамением новой христианской политии, призванной быть в известном смысле прообразом Царства Небесного, в гимнографических текстах, посвященных Кресту, можно обнаружить тему «имперского хилиазма». Крест становится победным знамением, символом победы империи над варварством и язычеством. Символика Креста связана, с одной стороны, с «оружием мира», с другой стороны - с инсигниями вл

AB - Имперской идее и образу императора в византийской традиции посвящено много литература, однако в области исследования гимнографии существует определенный пробел, который данная статья призвана отчасти заполнить. В ней рассматривается ряд гимнографических текстов и, в частности, неопубликованная служба императору Константину Великому (рукопись XII в. Parisinus Graecus 1566). Эта служба содержит ряд необычных моментов: так, не св. императрица Елена обретает Крестное Древо, а св. император Константин, видение Креста является ему не перед битвой с Максенцием, а перед сражением с варварами. Автор приходит к следующим выводам. Крест являлся знамением новой христианской политии, призванной быть в известном смысле прообразом Царства Небесного, в гимнографических текстах, посвященных Кресту, можно обнаружить тему «имперского хилиазма». Крест становится победным знамением, символом победы империи над варварством и язычеством. Символика Креста связана, с одной стороны, с «оружием мира», с другой стороны - с инсигниями вл

M3 - статья

SP - 204

EP - 212

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

SN - 1812-9323

IS - 2

ER -