Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития шестилетних детей

Андрей Дмитриевич Наследов, Сергей Александрович Мирошников, Любовь Олеговна Ткачева

Research output

Abstract

Данная статья является продолжением серии публикаций, содержащих результаты исследования развития детей-дошкольников. Выявляется структура прогнозных маркеров развития для детей шести лет, наиболее достоверно дифференцирующая типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития («ЗПР»). Исследование проведено на выборке из 628 детей (532 – группы «Норма», 96 – группы «ЗПР»). Как и ранее, для выявления прогнозных маркеров применялись процедуры дискриминантного и факторного анализа с последующей проверкой надежности выделяемых факторов-шкал, с итоговым формированием прогнозной модели методом моделирования структурными уравнениями. Набор выделенных предикторов существенно отличается от предикторов для четырех- и пятилетних детей и включает в себя следующие компоненты (в порядке убывания их вклада в предсказание): «Произвольное внимание», «Счет», «Логическое суждение», «Моторика», «Осведомленность». Соответствующие этим компонентам шкалы, в совокупности с возрастом, образуют общую шкалу, которая позволяет выделять «группу риска» с высокой вероятностью ЗПР. В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этой общей шкалы, которая демонстрирует чувствительность предсказания ЗПР 88,5% при задании специфичности предсказания нормы в 94,5%. В заключение делается вывод о том, что чувствительность предсказания для шестилетних детей несколько ниже, чем для четырех- и пятилетних детей, что, по всей видимости, связано с эффектом коррекционных мероприятий. Тем не менее она достаточно велика для использования разработанных норм для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.
Original languageRussian
JournalПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Volume12
Issue number64
Publication statusPublished - Sep 2019

Scopus subject areas

  • Psychology(all)

Cite this

@article{ef8263797c8e4a468a92427b617e318d,
title = "Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития шестилетних детей",
abstract = "Данная статья является продолжением серии публикаций, содержащих результаты исследования развития детей-дошкольников. Выявляется структура прогнозных маркеров развития для детей шести лет, наиболее достоверно дифференцирующая типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития («ЗПР»). Исследование проведено на выборке из 628 детей (532 – группы «Норма», 96 – группы «ЗПР»). Как и ранее, для выявления прогнозных маркеров применялись процедуры дискриминантного и факторного анализа с последующей проверкой надежности выделяемых факторов-шкал, с итоговым формированием прогнозной модели методом моделирования структурными уравнениями. Набор выделенных предикторов существенно отличается от предикторов для четырех- и пятилетних детей и включает в себя следующие компоненты (в порядке убывания их вклада в предсказание): «Произвольное внимание», «Счет», «Логическое суждение», «Моторика», «Осведомленность». Соответствующие этим компонентам шкалы, в совокупности с возрастом, образуют общую шкалу, которая позволяет выделять «группу риска» с высокой вероятностью ЗПР. В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этой общей шкалы, которая демонстрирует чувствительность предсказания ЗПР 88,5{\%} при задании специфичности предсказания нормы в 94,5{\%}. В заключение делается вывод о том, что чувствительность предсказания для шестилетних детей несколько ниже, чем для четырех- и пятилетних детей, что, по всей видимости, связано с эффектом коррекционных мероприятий. Тем не менее она достаточно велика для использования разработанных норм для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.",
keywords = "задержка психического развития, норма, маркеры психического развития, старший дошкольный возраст, скрининг, структурные уравнения, факторная структура способностей, психодиагностика",
author = "Наследов, {Андрей Дмитриевич} and Мирошников, {Сергей Александрович} and Ткачева, {Любовь Олеговна}",
year = "2019",
month = "9",
language = "русский",
volume = "12",
journal = "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2075-7999",
publisher = "Солитон",
number = "64",

}

TY - JOUR

T1 - Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития шестилетних детей

AU - Наследов, Андрей Дмитриевич

AU - Мирошников, Сергей Александрович

AU - Ткачева, Любовь Олеговна

PY - 2019/9

Y1 - 2019/9

N2 - Данная статья является продолжением серии публикаций, содержащих результаты исследования развития детей-дошкольников. Выявляется структура прогнозных маркеров развития для детей шести лет, наиболее достоверно дифференцирующая типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития («ЗПР»). Исследование проведено на выборке из 628 детей (532 – группы «Норма», 96 – группы «ЗПР»). Как и ранее, для выявления прогнозных маркеров применялись процедуры дискриминантного и факторного анализа с последующей проверкой надежности выделяемых факторов-шкал, с итоговым формированием прогнозной модели методом моделирования структурными уравнениями. Набор выделенных предикторов существенно отличается от предикторов для четырех- и пятилетних детей и включает в себя следующие компоненты (в порядке убывания их вклада в предсказание): «Произвольное внимание», «Счет», «Логическое суждение», «Моторика», «Осведомленность». Соответствующие этим компонентам шкалы, в совокупности с возрастом, образуют общую шкалу, которая позволяет выделять «группу риска» с высокой вероятностью ЗПР. В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этой общей шкалы, которая демонстрирует чувствительность предсказания ЗПР 88,5% при задании специфичности предсказания нормы в 94,5%. В заключение делается вывод о том, что чувствительность предсказания для шестилетних детей несколько ниже, чем для четырех- и пятилетних детей, что, по всей видимости, связано с эффектом коррекционных мероприятий. Тем не менее она достаточно велика для использования разработанных норм для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.

AB - Данная статья является продолжением серии публикаций, содержащих результаты исследования развития детей-дошкольников. Выявляется структура прогнозных маркеров развития для детей шести лет, наиболее достоверно дифференцирующая типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития («ЗПР»). Исследование проведено на выборке из 628 детей (532 – группы «Норма», 96 – группы «ЗПР»). Как и ранее, для выявления прогнозных маркеров применялись процедуры дискриминантного и факторного анализа с последующей проверкой надежности выделяемых факторов-шкал, с итоговым формированием прогнозной модели методом моделирования структурными уравнениями. Набор выделенных предикторов существенно отличается от предикторов для четырех- и пятилетних детей и включает в себя следующие компоненты (в порядке убывания их вклада в предсказание): «Произвольное внимание», «Счет», «Логическое суждение», «Моторика», «Осведомленность». Соответствующие этим компонентам шкалы, в совокупности с возрастом, образуют общую шкалу, которая позволяет выделять «группу риска» с высокой вероятностью ЗПР. В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этой общей шкалы, которая демонстрирует чувствительность предсказания ЗПР 88,5% при задании специфичности предсказания нормы в 94,5%. В заключение делается вывод о том, что чувствительность предсказания для шестилетних детей несколько ниже, чем для четырех- и пятилетних детей, что, по всей видимости, связано с эффектом коррекционных мероприятий. Тем не менее она достаточно велика для использования разработанных норм для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.

KW - задержка психического развития, норма, маркеры психического развития, старший дошкольный возраст, скрининг, структурные уравнения, факторная структура способностей, психодиагностика

M3 - статья

VL - 12

JO - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2075-7999

IS - 64

ER -