Геософская аксиоматика научно-философской мысли в России

Research output

Abstract

The article is devoted to the analysis of socio-cultural prerequisites for the origin of scientific and philosophical thought in Russia. Turning to the history of St. Petersburg, the authors point to the symbolic meaning of the emergence of a new capital, which predetermined the continental-marine fate of the Russian civilization, combining both the protective principle and the principle of progressive modernization. In this regard, the authors point to the specific feature of the Russian revolutionary, which implies socio-cultural renewal through regular return to the primordial principles of civilizational construction. An integral element of modernization, the authors see the development of scientific and philosophical knowledge in Russia, which, on the one hand, seeks to ensure that the updating of the technological capacity of the corresponding estestvennosti-cal bases of the Russian civilization, and with another - to express our values and the activities of Teleostei the contents of national identity. Reconstructing the vector of development of Russian scholarship, the authors distinguish the studies of M. V. Lomonosov and V. V. Dokuchaev, on the example of which show how the comprehensive restoration of the integrity of the universe took a priority place in the scientific and philosophical experience of Russia. In the end, the authors put forward the hypothesis that the Russian Eurasians, N. S. Trubetskoy in his “Personology”, P. N. Savitsky, in his “Russian Studies”, purposefully reproduced the principle of spatial and temporal involvement of elements adopted by Lomonosov. This principle can be put on the basis of methodological synthesis, which cultivates not the physics of abstract quantities and not the chemistry of refined substances, but the nature of its integrity and obvious representation. And at the base of the updated system of knowledge can be located not chemistry or physics, botany or zoology, but-soil science, forestry, crop production, subsoil use, etc.
Original languageRussian
Pages (from-to)119-130
Journal Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
Volume35
Issue number1
Publication statusPublished - 24 Mar 2019

Fingerprint

Russia
civilization
physics
integrity
modernization
chemistry
forestry
national identity
restoration
history
science
Thought
Values
experience
Integrity
Civilization
Modernization
Physics

Scopus subject areas

  • Social Sciences (miscellaneous)

Cite this

@article{838238db08084939ba5803420ff1a0ec,
title = "Геософская аксиоматика научно-философской мысли в России",
abstract = "Статья посвящена анализу социокультурных предпосылок зарождения научно-философской мысли в России. Обращаясь к истории возникновения Санкт-Петербурга, авторы указывают на символический смысл появления новой столицы, предопределившего континентально-морскую судьбу российской цивилизации, сочетающей охранительный принцип c принципом прогрессивной модернизации. В связи с этим авторы указывают на специфическую особенность русской революционности, предполагающей социокультурное обновление через регулярное возвращение к исконнымначалам цивилизационного строительства. Неотъемлемым элементом модернизации авторы видят развитие научно-философского знания в России, которое, с одной стороны, призвано обеспечить актуализацию технологического потенциала, соответствующего естественно-историческим основаниям российской цивилизации, а с другой — выразить ценностное и деятельностное содержание национального самосознания. Реконструируя вектор развития русской учености, авторы выделяют исследованияМ.В.Ломоносова и В.В.Докучаева, на примере которых показывают, как всеобъемлющее восстановление целостности мироздания заняло приоритетное место в научном и философском опыте России. Авторы выдвигают гипотезу, что русскими евразийцами, Н.С.Трубецким в его «Персонологии», П.Н.Савицким в его «Россиеведении», целенаправленно был воспроизведен принятый еще Ломоносовым принцип пространственно-временной сопричастности элементов. Данный принцип может быть положенв основание методологического синтеза, культивирующего не физику отвлеченных величин и не химию рафинированных веществ, а природу в ее целостности и очевидной представленности. А в основании обновленной системы знания могут располагаться не химия или физика, ботаника или зоология, а почвоведение, лесоводство, растениеводство, недропользование и т. д.",
keywords = "геософия, ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, российская наука, Ломоносов М. В., Докучаев В.В., geosophy, civilizational development, Russian science",
author = "А.М. Соколов and Н.В. Кузнецов",
year = "2019",
month = "3",
day = "24",
language = "русский",
volume = "35",
pages = "119--130",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология",
issn = "2542-2278",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

TY - JOUR

T1 - Геософская аксиоматика научно-философской мысли в России

AU - Соколов, А.М.

AU - Кузнецов, Н.В.

PY - 2019/3/24

Y1 - 2019/3/24

N2 - Статья посвящена анализу социокультурных предпосылок зарождения научно-философской мысли в России. Обращаясь к истории возникновения Санкт-Петербурга, авторы указывают на символический смысл появления новой столицы, предопределившего континентально-морскую судьбу российской цивилизации, сочетающей охранительный принцип c принципом прогрессивной модернизации. В связи с этим авторы указывают на специфическую особенность русской революционности, предполагающей социокультурное обновление через регулярное возвращение к исконнымначалам цивилизационного строительства. Неотъемлемым элементом модернизации авторы видят развитие научно-философского знания в России, которое, с одной стороны, призвано обеспечить актуализацию технологического потенциала, соответствующего естественно-историческим основаниям российской цивилизации, а с другой — выразить ценностное и деятельностное содержание национального самосознания. Реконструируя вектор развития русской учености, авторы выделяют исследованияМ.В.Ломоносова и В.В.Докучаева, на примере которых показывают, как всеобъемлющее восстановление целостности мироздания заняло приоритетное место в научном и философском опыте России. Авторы выдвигают гипотезу, что русскими евразийцами, Н.С.Трубецким в его «Персонологии», П.Н.Савицким в его «Россиеведении», целенаправленно был воспроизведен принятый еще Ломоносовым принцип пространственно-временной сопричастности элементов. Данный принцип может быть положенв основание методологического синтеза, культивирующего не физику отвлеченных величин и не химию рафинированных веществ, а природу в ее целостности и очевидной представленности. А в основании обновленной системы знания могут располагаться не химия или физика, ботаника или зоология, а почвоведение, лесоводство, растениеводство, недропользование и т. д.

AB - Статья посвящена анализу социокультурных предпосылок зарождения научно-философской мысли в России. Обращаясь к истории возникновения Санкт-Петербурга, авторы указывают на символический смысл появления новой столицы, предопределившего континентально-морскую судьбу российской цивилизации, сочетающей охранительный принцип c принципом прогрессивной модернизации. В связи с этим авторы указывают на специфическую особенность русской революционности, предполагающей социокультурное обновление через регулярное возвращение к исконнымначалам цивилизационного строительства. Неотъемлемым элементом модернизации авторы видят развитие научно-философского знания в России, которое, с одной стороны, призвано обеспечить актуализацию технологического потенциала, соответствующего естественно-историческим основаниям российской цивилизации, а с другой — выразить ценностное и деятельностное содержание национального самосознания. Реконструируя вектор развития русской учености, авторы выделяют исследованияМ.В.Ломоносова и В.В.Докучаева, на примере которых показывают, как всеобъемлющее восстановление целостности мироздания заняло приоритетное место в научном и философском опыте России. Авторы выдвигают гипотезу, что русскими евразийцами, Н.С.Трубецким в его «Персонологии», П.Н.Савицким в его «Россиеведении», целенаправленно был воспроизведен принятый еще Ломоносовым принцип пространственно-временной сопричастности элементов. Данный принцип может быть положенв основание методологического синтеза, культивирующего не физику отвлеченных величин и не химию рафинированных веществ, а природу в ее целостности и очевидной представленности. А в основании обновленной системы знания могут располагаться не химия или физика, ботаника или зоология, а почвоведение, лесоводство, растениеводство, недропользование и т. д.

KW - геософия

KW - ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

KW - российская наука

KW - Ломоносов М. В.

KW - Докучаев В.В.

KW - geosophy

KW - civilizational development

KW - Russian science

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37174510

M3 - статья

VL - 35

SP - 119

EP - 130

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

SN - 2542-2278

IS - 1

ER -