Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции

В.А. Гершкович, Н.В. Морошкина, В.М. Аллахвердов, И.И. Иванчей, М.И. Морозов, В.Ю. Карпинская, М.Б. Кувалдина, Д.Н. Волков

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Статья посвящена механизмам возникновения повторяющихся ошибок у спортсменов, как на этапе формирования навыка, так и на этапе его выполнения в условиях соревнования. Выдвинуто предположение, что возникающие ошибки во многом могут быть связаны с неэффективными стратегиями контроля, в частности с избытком проверочных операций. Для проверки выдвинутых гипотез была разработана компьютерная программа, моделирующая стрельбу по движущимся мишеням. Проведено два эксперимента, в ходе которых испытуемые-студенты сначала проходили тренировку, а затем – соревнование. В первом эксперименте исследовалось влияние разрешения на совершение ошибки, а также намеренного выполнения ошибочного действия на эффективность научения и избавление от повторяющихся ошибок. Во втором эксперименте исследовалось влияние структуры вознаграждения, акцентирующей внимание испытуемых либо на возможных приобретениях (бонусах), либо на возможных потерях (штрафах) на эффективность выполнения ими сенсомоторных навыков в условиях соревнования.

Cite this