ВОЗМОЖНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА ВИЗУАЛЬНО ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)

Research output

Abstract

В статье изложены результаты исследования с помощью методики «Лексическое решение» особенностей опознания звукоизобразительных слов русского языка носителями языка трех возрастных групп (N=58). Испытуемым необходимо было решить, является ли предъявленный стимул «словом» или «не-словом». Обнаружилась статистически достоверная временная задержка в опознании звукоизобразительных слов по сравнению с незвукоизобразительными вне зависимости от возраста испытуемых, что может быть связано с когнитивной сложностью, требующей дополнительных энергетических ресурсов и/или включения дополнительных контуров обработки информации.
Original languageRussian
Article number5
Pages (from-to)31-42
Number of pages12
JournalВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Issue number№4
Publication statusPublished - Dec 2018

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities (miscellaneous)
  • Neuropsychology and Physiological Psychology

Cite this

@article{d20e1ed3508d4323a1646f0174944a1f,
title = "ВОЗМОЖНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА ВИЗУАЛЬНО ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)",
abstract = "В статье изложены результаты исследования с помощью методики «Лексическое решение» особенностей опознания звукоизобразительных слов русского языка носителями языка трех возрастных групп (N=58). Испытуемым необходимо было решить, является ли предъявленный стимул «словом» или «не-словом». Обнаружилась статистически достоверная временная задержка в опознании звукоизобразительных слов по сравнению с незвукоизобразительными вне зависимости от возраста испытуемых, что может быть связано с когнитивной сложностью, требующей дополнительных энергетических ресурсов и/или включения дополнительных контуров обработки информации.",
keywords = "психолингвистика, звукоизобразительность, фоносемантика, русский язык, лексическое решение, опознание вербальных стимулов",
author = "Ткачева, {Любовь Олеговна} and Седёлкина, {Юлия Георгиевна} and Наследов, {Андрей Дмитриевич}",
note = "1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково- слообразовательный. М., 2001. Т. 1-2. 2. Михалёв, А.Б. Проблема звукоизобразительности во французской лингвистике// Вестник ПГЛУ, № 1-2. 1997. с. 25-31. 3. Наследов А. Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Изд-во Питер. 2013. 416 с. 4. Павловская И. Ю. с соавт. Психосемантическое исследование визуального восприятия иноязычной звукоизобразительности искусственными билингвами – лингвистический аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 147-153. 5. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Монография. Изд. АСТ: «Восток-Запад». 2007. 314 с. С. 8. 6. Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. Изд. Филологический факультет СПбГУ. 2011. 256 c. С.6. 7. Ткачева Л.О. с соавт. Возможные когнитивные механизмы опознания визуально предъявляемых звукоизобразительных слов английского языка русскоязычными искусственными билингвами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 86-92. 8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / под ред. Б. А. Ларина. Пер. О. Н. Трубачева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008 . – Т. I–IV. 9. Шляхова С.С. Дребезги языка: Словарь русских фоносемантических аномалий / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. 226 с. 10. Akita K. A grammar of sound-symbolic words in Japanese: theoretical approaches to iconic and lexical properties of Japanese mimetics: Ph.D. dissertation. Kobe University. 2009. 346p. URL: http://www.lib.kobe-u.ac.jp/handle_gakui/D1004724 (дата обращения:17.09.2018). 11. Ameka F. K. Ideophones and the nature of the adjective word class in Ewe. // Ideophones / ed. F. K. Erhard Voeltz and Christa Kilian-Hatz. Amsterdam: John Benjamins. 2001. P. 25–48. 12. Asano M., et al. Sound symbolism scaffolds language development in preverbal infants // Cortex. 2015. V. 63. P. 196-205, DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2014.08.025. 13. Bankieris K., Simner J. What is the link between synaesthesia and sound symbolism? // Cognition. 2015. V. 136. P. 186–195, DOI: 10.1016/j.cognition.2014.11.013. 14. Cytowic R.E., Eagleman D. Wednesday is indigo blue: discovering the brain of synesthesia. Cambridge, UK: The MIT Press. 2009. 309 p. P. 121-123. 15. Dingemanse M. Advances in the Cross-Linguistic Study of Ideophones// Language and Linguistics Compass. 2012. V. 6. Is. 10, P. 654–672, DOI: http://doi.org/10.1002/lnc3.361 16. Dingemanse M. Redrawing the margins of language: Lessons from research on ideophones // Glossa: a journal of general linguistics. 2018. V. 3. Is. 1. P. 1–30, DOI: https://doi.org/10.5334/gjgl.444 17. Imai M., Kita S. The sound symbolism bootstrapping hypothesis for language acquisition and language evolution // Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological sciences. 2014. V. 369. Is. 1651. DOI: 10.1098/rstb.2013.0298. 18. Kazuko S., Shigeto K. A cross-linguistic study of sound symbolism: the images of size // Berkeley Linguistics Society. 2010. P. 396-410. DOI: http://dx.doi.org/10.3765/bls.v36i1.3926 19. Maurer D., Mondloch C. The infant as synaesthete // Processes of change in brain and cognitive development: attention and performance XXI / ed. M.H. Johnson, Y. Munakata, Oxford, UK: Oxford University Press. 2006. 688p., P. 449–472. DOI: https://doi.org/10.1002/acp.1330 20. Miyazaki M., et al., The facilitatory role of sound symbolism in infant word learning. // Proc. 35th Annual Conf. of the Cognitive Science Society / eds M. Knauff, et al., Berlin, Germany. 2013. V. 35. P. 3080–3085. 21. Newman P. Are ideophones really as weird and extra-systematic as linguists make them out to be? // Ideophones / ed. F. K. E. Voeltz and Ch. Kilian-Hatz, Amsterdam: John Benjamins. 2001. P. 251–258. 22. Osaka N., et. al. An emotion-based facial expression word activates laughter module in the human brain: a functional magnetic resonance imaging study // Neuroscience Letters. 2003. V. 340, Is. 2, P. 127-130. DOI: https://doi.org/10.1016/S0304-3940(03)00093-4. 23. Osaka N. Human anterior cingulate cortex and affective pain induced by mimic words: A functional magnetic resonance imaging study // Psychoanalysis and neuroscience. 2006. P. 257–268. DOI: https://doi.org/10.1007/88-470-0550-7_11. 24. Ramachandran V. S., Edward M. H. Synaesthesia: a window into perception, thought and language // Journal of Consciousness Studies. 2001, 8 (12). P. 3–34. 25. Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. 2005. V. 27. P. 169-192. 26. Senkowski D., et al. Crossmodal binding through neural coherence: implications for multisensory processing // Trends Neuroscience. 2008. V. 31. P. 401–409. DOI: 10.1016/j.tins.2008.05.002. 27. Shimojo S., Shams L. Sensory modalities are not separate modalities: plasticity and interactions // Current Opinion in Neurobiology, 2001, V. 11. P. 505-509. 28. Van der Auwera J., Ceyhan T. Semantic maps // Encyclopedia of language and linguistics / ed. K. Brown, Oxford: Elsevier. 2006. P. 131–134. 29. von Stein A., et al. Synchronization between temporal and parietal cortex during multimodal object processing in man // Cerebral Cortex, 1999, V. 9, Is. 2, P.137–150. DOI: 10.1093/cercor/9.2.137.",
year = "2018",
month = "12",
language = "русский",
pages = "31--42",
journal = "ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ",
issn = "1999-4133",
publisher = "Тверской государственный университет",
number = "№4",

}

TY - JOUR

T1 - ВОЗМОЖНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА ВИЗУАЛЬНО ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)

AU - Ткачева, Любовь Олеговна

AU - Седёлкина, Юлия Георгиевна

AU - Наследов, Андрей Дмитриевич

N1 - 1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково- слообразовательный. М., 2001. Т. 1-2. 2. Михалёв, А.Б. Проблема звукоизобразительности во французской лингвистике// Вестник ПГЛУ, № 1-2. 1997. с. 25-31. 3. Наследов А. Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Изд-во Питер. 2013. 416 с. 4. Павловская И. Ю. с соавт. Психосемантическое исследование визуального восприятия иноязычной звукоизобразительности искусственными билингвами – лингвистический аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 147-153. 5. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Монография. Изд. АСТ: «Восток-Запад». 2007. 314 с. С. 8. 6. Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. Изд. Филологический факультет СПбГУ. 2011. 256 c. С.6. 7. Ткачева Л.О. с соавт. Возможные когнитивные механизмы опознания визуально предъявляемых звукоизобразительных слов английского языка русскоязычными искусственными билингвами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 86-92. 8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / под ред. Б. А. Ларина. Пер. О. Н. Трубачева. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008 . – Т. I–IV. 9. Шляхова С.С. Дребезги языка: Словарь русских фоносемантических аномалий / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. 226 с. 10. Akita K. A grammar of sound-symbolic words in Japanese: theoretical approaches to iconic and lexical properties of Japanese mimetics: Ph.D. dissertation. Kobe University. 2009. 346p. URL: http://www.lib.kobe-u.ac.jp/handle_gakui/D1004724 (дата обращения:17.09.2018). 11. Ameka F. K. Ideophones and the nature of the adjective word class in Ewe. // Ideophones / ed. F. K. Erhard Voeltz and Christa Kilian-Hatz. Amsterdam: John Benjamins. 2001. P. 25–48. 12. Asano M., et al. Sound symbolism scaffolds language development in preverbal infants // Cortex. 2015. V. 63. P. 196-205, DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2014.08.025. 13. Bankieris K., Simner J. What is the link between synaesthesia and sound symbolism? // Cognition. 2015. V. 136. P. 186–195, DOI: 10.1016/j.cognition.2014.11.013. 14. Cytowic R.E., Eagleman D. Wednesday is indigo blue: discovering the brain of synesthesia. Cambridge, UK: The MIT Press. 2009. 309 p. P. 121-123. 15. Dingemanse M. Advances in the Cross-Linguistic Study of Ideophones// Language and Linguistics Compass. 2012. V. 6. Is. 10, P. 654–672, DOI: http://doi.org/10.1002/lnc3.361 16. Dingemanse M. Redrawing the margins of language: Lessons from research on ideophones // Glossa: a journal of general linguistics. 2018. V. 3. Is. 1. P. 1–30, DOI: https://doi.org/10.5334/gjgl.444 17. Imai M., Kita S. The sound symbolism bootstrapping hypothesis for language acquisition and language evolution // Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological sciences. 2014. V. 369. Is. 1651. DOI: 10.1098/rstb.2013.0298. 18. Kazuko S., Shigeto K. A cross-linguistic study of sound symbolism: the images of size // Berkeley Linguistics Society. 2010. P. 396-410. DOI: http://dx.doi.org/10.3765/bls.v36i1.3926 19. Maurer D., Mondloch C. The infant as synaesthete // Processes of change in brain and cognitive development: attention and performance XXI / ed. M.H. Johnson, Y. Munakata, Oxford, UK: Oxford University Press. 2006. 688p., P. 449–472. DOI: https://doi.org/10.1002/acp.1330 20. Miyazaki M., et al., The facilitatory role of sound symbolism in infant word learning. // Proc. 35th Annual Conf. of the Cognitive Science Society / eds M. Knauff, et al., Berlin, Germany. 2013. V. 35. P. 3080–3085. 21. Newman P. Are ideophones really as weird and extra-systematic as linguists make them out to be? // Ideophones / ed. F. K. E. Voeltz and Ch. Kilian-Hatz, Amsterdam: John Benjamins. 2001. P. 251–258. 22. Osaka N., et. al. An emotion-based facial expression word activates laughter module in the human brain: a functional magnetic resonance imaging study // Neuroscience Letters. 2003. V. 340, Is. 2, P. 127-130. DOI: https://doi.org/10.1016/S0304-3940(03)00093-4. 23. Osaka N. Human anterior cingulate cortex and affective pain induced by mimic words: A functional magnetic resonance imaging study // Psychoanalysis and neuroscience. 2006. P. 257–268. DOI: https://doi.org/10.1007/88-470-0550-7_11. 24. Ramachandran V. S., Edward M. H. Synaesthesia: a window into perception, thought and language // Journal of Consciousness Studies. 2001, 8 (12). P. 3–34. 25. Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. 2005. V. 27. P. 169-192. 26. Senkowski D., et al. Crossmodal binding through neural coherence: implications for multisensory processing // Trends Neuroscience. 2008. V. 31. P. 401–409. DOI: 10.1016/j.tins.2008.05.002. 27. Shimojo S., Shams L. Sensory modalities are not separate modalities: plasticity and interactions // Current Opinion in Neurobiology, 2001, V. 11. P. 505-509. 28. Van der Auwera J., Ceyhan T. Semantic maps // Encyclopedia of language and linguistics / ed. K. Brown, Oxford: Elsevier. 2006. P. 131–134. 29. von Stein A., et al. Synchronization between temporal and parietal cortex during multimodal object processing in man // Cerebral Cortex, 1999, V. 9, Is. 2, P.137–150. DOI: 10.1093/cercor/9.2.137.

PY - 2018/12

Y1 - 2018/12

N2 - В статье изложены результаты исследования с помощью методики «Лексическое решение» особенностей опознания звукоизобразительных слов русского языка носителями языка трех возрастных групп (N=58). Испытуемым необходимо было решить, является ли предъявленный стимул «словом» или «не-словом». Обнаружилась статистически достоверная временная задержка в опознании звукоизобразительных слов по сравнению с незвукоизобразительными вне зависимости от возраста испытуемых, что может быть связано с когнитивной сложностью, требующей дополнительных энергетических ресурсов и/или включения дополнительных контуров обработки информации.

AB - В статье изложены результаты исследования с помощью методики «Лексическое решение» особенностей опознания звукоизобразительных слов русского языка носителями языка трех возрастных групп (N=58). Испытуемым необходимо было решить, является ли предъявленный стимул «словом» или «не-словом». Обнаружилась статистически достоверная временная задержка в опознании звукоизобразительных слов по сравнению с незвукоизобразительными вне зависимости от возраста испытуемых, что может быть связано с когнитивной сложностью, требующей дополнительных энергетических ресурсов и/или включения дополнительных контуров обработки информации.

KW - психолингвистика, звукоизобразительность, фоносемантика, русский язык, лексическое решение, опознание вербальных стимулов

M3 - статья

SP - 31

EP - 42

JO - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

JF - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

SN - 1999-4133

IS - №4

M1 - 5

ER -