Влияние языковой политики на формирование общего образовательного пространства государств Центральной Азии

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Результатом политического регулирования в языковой сфере является языковая реформа, которая может касаться графики, лексики, грамматики и других разделов языка. Однако она не может быть краткосрочной, как декларируется руководителями государств в программах перехода на латинский алфавит, и требует больших человеческих, финансовых, организационных и других ресурсов. Смена систем письменности связана с эпохальными историческими изменениями в развитии государств и символизирует ментальный разрыв с прошлым, вестернизацию обществ, декларируемый отказ от традиционных ценностей; успешная смена письменности возможна при низком исходном уровне грамотности и активном процессе борьбы с безграмотностью, развитии системы начального и среднего образования и, соответственно, затруднена при условии высокой доли грамотности населения и доли лиц с высшим образованием. Попытки возвращения к бытовавшим ранее системам письменности как пример поиска национальной идентичности, конструирования государственности в странах Центральной Азии после распада СССР и получения суверенитета, не всегда является закономерной стадией развития государственности. Кроме того, не связанные со значительными историческими событиями смены систем письменности обусловлены, как правило, внутриполитическими процессами и направлены на внутреннюю мобилизацию политических систем и общества.
Original languageRussian
Pages (from-to)426-430
Number of pages5
JournalЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Volume118
Issue number3
StatePublished - 1 Sep 2018

Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

Cite this