Влияние предваряющей экспозиции зрительных изображений на различение звуковых стимулов у детей с задержкой психического развития

Research output

Abstract

Одним из важных направлений при исследовании процесса целостного восприятия является определение механизмов межсенсорной интеграции, которые позволяют организму более точно судить об объектах окружающего мира. Другое направление в изучении роли целостного восприятия связано с процессами распределения внимания, посредством которого осуществляется селекция значимых признаков. Особый интерес в онтогенетическом аспекте представляет изучение специфики формирования механизмов межсенсорной интеграции и произвольного внимания у детей с неврологическими нарушениями. В качестве модели исследования использовалась прайминг-парадигма (priming paradigm), позволяющая определить распределение внимания между воспринимаемыми стимулами, а также временную динамику процесса идентификации гетеросенсорного объекта. В ходе исследования было показано, что у детей с типичным развитием (ТР) облегчающее влияние на время различения звуковых стимулов предваряющей экспозиции конгруентных зрительных изображений по сравнению с неконгруентными достоверно при межстимульных интервалах в пределах 50–100 и 200–500 мс. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) проявление облегчающего влияния зависело от уровня общего недоразвития речи: у детей с ЗПР, имеющих уровень общего недоразвития речи (ОНР) IV–III, облегчающее влияние наблюдается при межстимульных интервалах в пределах 50–150 и 300–500 мс, у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III, – 200–500 мс, а у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III–II, – 300–500 мс.
Original languageRussian
Pages (from-to)208-221
Number of pages14
JournalСЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Volume32
Issue number3
DOIs
Publication statusPublished - 2018

Scopus subject areas

  • Neuroscience(all)

Cite this