Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

Research output

Abstract

The article raises the question about a four-part disciplinary status of media linguistics. The object of analysis in media linguistics is media text. The subject of the media linguistics is speech activity reflected in the media texts. The main method of analysis in media linguistics is praxeological which allows to select four scientific areas of media linguistics, the objectification of speech activity in each area gets the own consideration aspect. The first area is the grammar of media speech, which aims to identify patterns of linguistic tools selection. The second area is the stylistics of media text, which shows the impact of typical speech activity conditions in the linguistic structure of media text and set of actions for achieving the communicative goals in different contexts. The third - media linguistic discourse study - reveals what types of polycode tools express intertextual connections in a procedural unity. The fourth area - critical-evaluative - reveals manifestations of “language abuse” in the media, the norms of productive speech activities and assessment criteria of its effectiveness. Consequently, media linguistics, being of a fourfold discipline, uses the specified path of praxeology. Local methods are used for achieving the research objectives in each part of the media linguistics. In the grammar of media speech - methods of analysis of speech act as the components of texts, in media stylistics - method of stylistic analysis of media textual models - typical communicative actions, born of the aggregates of speech actions. In media linguistic discourse study - semantic-pragmatic method, showing communicative actions develop model procedures of speech activity in the media. In criticism of media speech - methods of cultural and speech analysis and critical linguistics. The four highlighted areas, the ongoing in the analysis of the interaction, gradually reveal different sides of effective speech activity in the media environment.
Original languageRussian
Pages (from-to)4-18
JournalМедиалингвистика
Volume6
Issue number1
Publication statusPublished - Mar 2019

Fingerprint

linguistics
communicative action
grammar
praxeology
assessment criteria
objectification
discourse
speech act
pragmatics
criticism
abuse
semantics

Cite this

@article{851ddf0c605247ab96821cfbbd14c03d,
title = "Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике",
abstract = "В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.",
keywords = "МЕДИАТЕКСТ, Медиалингвистика, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ, ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ, МЕДИАСТИЛИСТИКА, МЕДИАЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ, КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ, media text, media linguistics, COMPONENTS OF MEDIA LINGUISTICS, THE GRAMMAR OF MEDIA SPEECH, CRITICISM OF MEDIA SPEECH, MEDIA LINGUISTIC DISCOURSE STUDY, MEDIA STYLISTICS",
author = "Л.Р. Дускаева",
note = "Дускаева, Л.Р. (2019). Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. Медиалингвистика, 6 (1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.101",
year = "2019",
month = "3",
language = "русский",
volume = "6",
pages = "4--18",
journal = "Медиалингвистика",
issn = "2312-0274",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

TY - JOUR

T1 - Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

AU - Дускаева, Л.Р.

N1 - Дускаева, Л.Р. (2019). Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. Медиалингвистика, 6 (1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.101

PY - 2019/3

Y1 - 2019/3

N2 - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.

AB - В последние годы на пересечении двух направлений - лингвистики и теории медиа - сформировалась самостоятельная научная дисциплина - медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко - от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики - речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область - грамматика медиаречи, задача которой - выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область - стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья - медиалингводискурсология - исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также типы поликодовых средств, выражающих в процедурных единствах межтекстовые связи. Четвертая область - критико-оценочная - раскрывает проявления «злоупотребления языком» в медиа, нормы продуктивной речевой деятельности и критерии оценки ее эффективности. Такая четырехчастная структура медиалингвистики обусловлена ее праксиологической направленностью на установление «форм деятельности, обладающих общественной эффективностью и личностной значимостью» [Павлович 2000]. Для достижения исследовательских целей в каждой части медиалингвистики используются частные методы. В грамматике медиаречи - методы лингвистического анализа языковых средств, из которых создаются типовые речевые действия. В медиастилистике - методики стилистического анализа медиатекстотипов - типовых коммуникативных действий, рождающихся из совокупностей речевых. В лингводискурсологии мобилизуются такие методы, которые позволяют выявить, из каких коммуникативных действий складываются типовые процедуры речевой деятельности в медиа. В критике медиаречи - методы критической лингвистики: культурно-речевой, критико-дискурсный и т. п. Четыре выделенных направления благодаря осуществляемому в ходе анализа взаимодействию поэтапно раскрывают разные стороны эффективной речевой деятельности в медиасреде.

KW - МЕДИАТЕКСТ

KW - Медиалингвистика

KW - СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ

KW - ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ

KW - МЕДИАСТИЛИСТИКА

KW - МЕДИАЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ

KW - КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ

KW - media text

KW - media linguistics

KW - COMPONENTS OF MEDIA LINGUISTICS

KW - THE GRAMMAR OF MEDIA SPEECH

KW - CRITICISM OF MEDIA SPEECH

KW - MEDIA LINGUISTIC DISCOURSE STUDY

KW - MEDIA STYLISTICS

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=22576307

M3 - статья

VL - 6

SP - 4

EP - 18

JO - Медиалингвистика

JF - Медиалингвистика

SN - 2312-0274

IS - 1

ER -