«Атомизм» в звуковых построениях индийской тантры

В.П. Иванов

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Abstract

Для индийской тантры, как и для всей традиционной индийской культуры характерен фоноцентризм. В рамках тантрического монистического шиваизма возникла модель ‘фонематического разворачивания’ единого универсального сознания (самвид) в многообразие вещей вселенной. Важность этой модели определяется необходимостью для традиции разрешить логический парадокс сосуществования взаимно противоречивых вселенских начал – абсолютного единства и множественности феноменального бытия. Это противоречие снимается признанием онтологического статуса за Речью – сама суть которой есть совмещение в себе взаимно противоречивых качеств единства и множественности, предстающие как единство смысла и множественность средств его проявляющих (слова, фонемы и пр.) Санскритские фонемы (варны) при этом, выступая в системе в роли элементарных сущих, до некоторой степени коррелируют с «атомизмом» других школ индийской мысли.
Original languageRussian
Pages (from-to)с 132 по 141
JournalВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
StatePublished - 2014
Externally publishedYes

Cite this