Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи

Татьяна Евгеньевна Петрова, Владислав Иванович Зубов

Research output

Abstract

Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.
Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io.
Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.
В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные:
общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;
количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;
субъективная сложность текста.
Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».
Original languageRussian
Publication statusPublished - Mar 2019
EventXLVIII Международная филологическая конференция - Санкт-Петербург
Duration: 18 Mar 201929 Mar 2019
Conference number: XLVIII
http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/konferencii-2018-2019-goda/xlviii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-konferenciya

Conference

ConferenceXLVIII Международная филологическая конференция
CountryRussian Federation
CityСанкт-Петербург
Period18/03/1929/03/19
Internet address

Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

Cite this

Петрова, Т. Е., & Зубов, В. И. (2019). Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. Abstract from XLVIII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, .
Петрова, Татьяна Евгеньевна ; Зубов, Владислав Иванович. / Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. Abstract from XLVIII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, .
@conference{3e5eb11dd5dd49a08000612e6d27a73e,
title = "Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи",
abstract = "Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».",
keywords = "Процесс чтения, лексическая адаптация, грамматическая адаптация, регистрация движений глаз, старшие школьники, общее недоразвитие речи",
author = "Петрова, {Татьяна Евгеньевна} and Зубов, {Владислав Иванович}",
year = "2019",
month = "3",
language = "русский",
note = "XLVIII Международная филологическая конференция ; Conference date: 18-03-2019 Through 29-03-2019",
url = "http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/konferencii-2018-2019-goda/xlviii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-konferenciya",

}

Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. / Петрова, Татьяна Евгеньевна; Зубов, Владислав Иванович.

2019. Abstract from XLVIII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, .

Research output

TY - CONF

T1 - Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи

AU - Петрова, Татьяна Евгеньевна

AU - Зубов, Владислав Иванович

PY - 2019/3

Y1 - 2019/3

N2 - Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».

AB - Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».

KW - Процесс чтения

KW - лексическая адаптация

KW - грамматическая адаптация

KW - регистрация движений глаз

KW - старшие школьники

KW - общее недоразвитие речи

M3 - тезисы

ER -

Петрова ТЕ, Зубов ВИ. Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. 2019. Abstract from XLVIII Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, .