Description

С началом формирования компьютеро-опосредованного общения лингвистика медиа проявила интерес к изучению языковой динамики в виртуальной среде. В то же время тотальный перевод всех форм языкового существования в цифровые формы (в период пандемии мы все это почувствовали особенно остро) показывает, что традиционные модели описания языка уже недостаточны. Прежние модели требуют дополнения и расширения новыми параметрами описания, в том числе за счет применения мультидисциплинарности. Существует острая необходимость в выработке нового исследовательского инструментария для познания роли активных речевых процессов, происходящих под влиянием медиатехнологий.
Наш первоначальный исследовательский опыт показывает, что из-за своеобразия отношений к миру и установления связей с миром в медиаречи
- возникают особые механизмы образования смысловых иллокутивностей;
- рождаются новые формы выражения субъектности и межсубъектного взаимодействия;
- создаются новые способы выражения модальностей;
- обновляются формы текстовой деятельности, с особой логичностью/связностью;
- обновляется арсенал воздействующего речевого инструментария и мн. др.
Всякое обновление, отступление от традиций ставит перед обществом задачи выработки способов его объективной оценки, позволяющей отделить в зародившемся зерна от плевел. Вместе с тем требуется привитие навыков существования в новой среде, способов нейтрализации проявлений отрицательного начала. Очевидно, что от современной гуманитаристики требуется разработка основ экологии речевой деятельности в российских и зарубежных массмедиа.
Необходимость решения таких сложных вопросов для формирования новой образовательной среды требует развития мультидисциплинарных подходов. Проведение мультидисциплинарной конференции, посвященной широкому кругу вопросов, связанных с функционированием языка в условиях медиа, представляется перспективной во многих отношениях, но прежде всего способствовать формированию культуры проведения научных исследований в медиалингвистике коллективами, в состав которых входят представители разных научных дисциплин. Представляется, что без такого подхода решение многих вопросов современной гуманитаристики невозможно.
В качестве партнеров мероприятия готовы выступить, кроме кафедр медиалингвистики и международной журналистики СПбГУ, также кафедра этики философского факультета (зав. каф. В.Ю.Перов), кафедра социологии культуры и коммуникаций факультета социологии (зав. каф. В.В.Козловский), кафедра социальной философии (зав. каф. С. Д. Гуриева). Принять участие готовы подкомиссии медиалингвистов из Сербии, Польши, Литвы, Чехии, Словакии, Болгарии, США, Белоруссии, а также специалисты из Великобритании, Испании, Германии, Японии, Китая, Италии.

Планируемое число участников конференции – 200, из них российских – 130, зарубежных – 70.

Ведущие учёные в области медиалингвистики: см. список российских и зарубежных ключевых докладчиков.

Время проведения мероприятия: 30 июня – 2 июля 2022 года.

Целеориентированность предлагаемого мероприятия определяется в нескольких аспектах.
Стратегический – утвердить Санкт-Петербургский государственный университет как ведущий международный центр по исследованию речевой деятельности в условиях медиасреды.
Тактических целей несколько: 1. Выявить наиболее заинтересованные стороны (вузы, кафедры, группы ученых) в развитии проблематики, предложенной инициативной группой организаторов конференции. 2. Повысить уровень качества университетского научного журнала «Медиалингвистика», получившего возможность индексирования в международных базах, расширить круг заинтересованных лиц в использовании журнала как информационной исследовательской площадки. 3. Установить необходимые связи и контакты для проведения качественной апробации и рецензирования проводимых в университете исследований в области медиалингвистики.
Основа для достижения целей была заложена научно-исследовательской деятельностью медиалингвистической комиссии, утвержденной мандатом Международного комитета славистов, который действует как научная организация при ЮНЕСКО. Место проведения мероприятия: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.
Залогом успеха в достижении целей обеспечит богатый организационный опыт инициаторов проекта и их устремленность к высокой результативности проводимых результатов. Коллективом подготовлен сайт Медиалингвистической комиссии «Медиалингвистика», посещаемый, судя по данным статистической обработки, представителями 52 стран, все новости активно читаются (адрес сайта http://medialing.spbu.ru/), создан сайт традиционной конференции https://linguistics-media.ru/, сформировалась традиция проведения комиссией больших, информационно насыщенных мероприятий, с участием всемирно известных ученых (Т. ван Дейк, С. Аттардо, К. Фольтмер, Ст. Гайда), которые имели широкий научный резонанс:
– Международный научно-практический семинар «Медиатекст как полиинтенциональная система» (СПбГУ, 7-8.12.2011);
– II Международный научно-практический семинар «Речевая коммуникация в средствах массовой информации» (СПбГУ, 17-19.04.2013);
– III Международный научно-практический семинар «Медиалингвистика. Век XXI. Речевые жанры в массмедиа» (СПбГУ, 21.03.2014);
– Международный научно-практический семинар «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа» (СПбГУ, 23-24.04.2015);
– I Международная научно-практическая конференция «Язык в координатах массмедиа» (Варна, Болгария. 06-09.09.2016);
– II Международная научно-практическая конференция «Язык в координатах массмедиа» (СПбГУ, 02-06.07.2017);
– Панельная дискуссия «Выразительные ресурсы медиаречи в условиях новых коммуникационных технологий» в рамках Международного научного форума «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» (СПбГУ, 19.04.2018);
– Панельная дискуссия «Лингвистическая архитектура стратегических коммуникаций» и круглый стол «Прецедентные феномены в стратегических коммуникациях» в рамках VI Международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» (СПбГУ, 22-23.11.2018);
– Международный воркшоп «Speech etiquette in online communities» в рамках Международной конференции «Comparative Media Studies in Today’s World» (СПбГУ, 17.04.2019);
– Международный научно-практический семинар по медиалингвистике (СПбГУ, 18-19.04.2019).
– III Международной научной конференции «Язык, право и общество в координатах массмедиа» (Москва, ИЗиСП, 25-26 сентября 2019);
– IV Международная научная конференция «Язык в координатах массмедиа, этики и права» (СПбГУ, 9-12 ноября 2020);
– Academic Seminar «Humor as a Communicative Media Resource» (СПбГУ, 11 ноября 2020)
AcronymNM_2022
StatusFinished
Effective start/end date10/01/2231/12/22

ID: 84325055